Новость - Единые дни профилактики "Мы ждем тебя в реальности" (профилактика экранной зависимости)

14.01.2019

Экранная зависимость и что с ней делать?

Мы с вами живем в непростой век всеобщей информатизации, компьютерных технологий, и господства всезнающей сети. Компьютеры стали необходимой принадлежностью офисов, медицинских учреждений, школ и прочно вошли в наш быт. Современные дети, кажется, «уже рождаются с умением пользоваться компьютером и другими гаджетами».

С одной стороны это хорошо: виртуальный мир сегодня оказался, по сути, главным источником информации, не нужно идти в библиотеку и стоять перед полками в магазине. Современная школа так же отходит от привычных моделей обучения, когда школьнику даются готовые знания. Чтобы получить знания, ребенку нужно самому научиться добывать информацию. И в данном случае Интернет становится просто необходимым способом для образования. Но с другой стороны, многие специалисты ведут речь о появлении «синдрома интернет-зависимости», когда человек «поглощается» информационными, игровыми и иными видами компьютерной деятельности, теряет чувство реального времени, зачастую уходя от реальности в мир виртуальный. Этому недугу сегодня подвержены и взрослые, и многие дети, причем разных возрастов.

Общение по Интернету не проходит даром, ни для взрослых, ни для детей. В сети человек чувствует себя спокойнее: здесь думать о внешности и всем остальном не надо, поэтому коммуникативные и другие умения не имеют значения. Справедливо отмечают, что для некоторых это место, где можно отдохнуть и сбежать от реальной жизни, можно сказать все, что вздумается, не заботясь об ответственности.

Компьютерные игры затягивают. Дети, прибегая домой, буквально бросаются за компьютер, зачастую забыв про обед для себя, уроки или помощь по дому. Интернет, к которому вырабатывается нездоровое пристрастие, как, например, в случае с компьютерными играми, поглощает все время и все мысли человека.

Наибольший урон учебе, карьере, дружеским и семейным отношениям наносит увеличение времени, проведенного в онлайн, и, как следствие, оттеснение реальной жизни на второй план. Сеть в этом ряду занимает свое особое место. Сеть не вызывает физиологической зависимости, но вызывает психологическую, особенно у детей и подростков.

Согласно данным последних исследований, уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Они уже не преодолевают трудности и не борются с несправедливостью, а уходят в свой, виртуальный мир, где они могут быть кем угодно – принцем, рыцарем, героем и даже нежитью. Ребенок олицетворяет себя с ними и если персонаж злой – начинает испытывать аналогичные ему агрессивные чувства, это меняет его восприятие себя, мира и других людей. Под влиянием игр, эксплуатирующих образ «чудовища». формируется тяга к безобразному и демонизация сознания.

«Игры – стрелялки» тиражируют образ смерти: разрушение, насилие и уничтожение живого становится обыденным явлением. Ребенок становится эгоистичным, черствым и жестоким. Исследования показали, что уровень агрессии у подростков, играющих в «игры – стрелялки», сравнялся с показателями заключенных рецидивистов.

Проблема игромании в России с каждым годом становится острее. Среди пациентов клиник особенно много мальчиков. Агрессивность и инстинкт охотника, свойственные мужской натуре, разрастаются на благодатной почве компьютерных игр. А еще игра – это сильные ощущения. Поэтому именно дети, которым в жизни не хватает позитивных эмоций, чаще всего становятся жертвами компьютера.

Виртуальный мир дает искаженное представление о мире реальном. Так, игрок усваивает, что можно прыгнуть с большой высоты и не разбиться. Можно войти в огонь и не сгореть. И мчащаяся на полном ходу машина в виртуальном мире не опасна. А в итоге ребенок привыкает не особо реагировать на такую же машину в мире реальном.

Конечно, физический вред здоровью, приносимый интернет-зависимостью, не так очевиден, однако риск для здоровья при использовании Интернета заметен. У человека возникает тенденция засиживаться в Интернете по ночам. Зависимый человек обычно встает позже остальных и использует Интернет до двух, трех часов ночи, после чего, например, до шести утра делает необходимую работу. Бессонные ночи, употребление кофе и других тонизирующих средств способствуют появлению постоянной усталости и ослаблению иммунной системы человека. После этого вероятность какого-либо заболевания резко повышается.

Вдобавок, сидячий образ жизни может привести к возникновению проблем с позвоночником, а неправильное освещение в ночные часы – к различным заболеваниям глаз.

Еще одним следствием зависимости от Интернета является состояние депрессии без компьютера. Зависимый становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить его использование Интернета. Скрывая свою зависимость, интернет-зависимые начинают лгать о количестве времени, проведенном в Интернете.

Притупляются познавательные и социальные интересы ребенка, снижается учебная мотивация, падает успеваемость и сворачиваются дружеские контакты.

Достоинства Интернета.

- информация: поиск информации в образовательных целях;

- коммуникация: общение с иногородними родственниками, друзьями;

- развлечения: музыка, видео, игры и т.д.

- услуги: оплата коммунальных платежей, бронирование билетов и т.д.

- электронная торговля: различные интернет-магазины.

Все перечисленное – это взгляд на Интернет глазами взрослого, а теперь я предлагаю вам посмотреть на Интернет глазами подростка. Почему он так важен и притягателен для них? Вот, что на этот счет пишет американский психолог Д. Сулер

Личностные эксперименты и исследования. Подростки сталкиваются с вопросом, кем они являются, для них это особенно острая проблема. Какой я человек? Что я хочу делать в жизни? Каких отношений я хочу? Это вопросы очень важны... и некоторые ответы на них можно найти в киберпространстве.

Интимность и принадлежность.В подростковом возрасте, люди интенсивно экспериментируют с новыми интимными отношениями. Они ищут товарищей и новые группы, где они могут испытывать чувство принадлежности. Все эти отношения в большинстве случаев имеют целью изучение своей собственной личности.

В Интернете есть почти безграничное количество людей и групп для взаимодействия все виды людей и групп со всеми видами личностей, традиций, ценностей и интересов.

Отделение от родителей и семьи. Поиск для подростков их собственного пути, отношения с противоположным полом и группирование идет рука об руку с отделением их от родителей. Они хотят быть независимыми. Это захватывающий процесс, и киберпространство – это место для удовлетворения этих потребностей первопроходца, Интернет сопутствует духу приключений, особенно, когда родители почти ничего не знают об Интернете! С другой стороны они также чувствуют тревогу по поводу процесса разделения. В конце концов, в опоре на маму и папу есть некоторые преимущества. Увлекательная вещь Интернет – можно и то, и другое: «Хотите познакомиться с новыми людьми, делать интересные вещи, исследовать мир? Хотите при этом не покидать дома? – Пожалуйста! Это одна из причин, почему это столь заманчиво для некоторых подростков».

Избавление от разочарований. Безусловно, подростковый период может быть трудным и полным разочарований периодом жизни. Ожидания от школы, семьи и друзей могут не оправдываться. Что же делать со всеми этими разочарованиями, в том числе сексуального и агрессивного характера? Нужно сбросить его где-нибудь.... Добро пожаловать на анонимный, легко доступный мир киберпространства!

Приобретение новых навыков.Нравится нам это или нет, компьютеры являются частью современной жизни. Все подростки должны чувствовать себя комфортно с компьютерами для того чтобы выжить в новом тысячелетии. Тот факт, что киберпространство является столь привлекательным для подростков можно описать с помощью известной пословицы «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Типичный подросток хочет исследовать и уметь больше. Они не хотят просто общаться: они хотят создавать свои собственные веб-страницы, менять виртуальную реальность. Это положительно сказывается на их самооценке. Повышает их статус среди сверстников. Чтобы подняться по социальной лестнице в Интернете, подросткам необходимо все больше и больше узнавать о компьютерах. Им нравится чувство мастерства и достижения. Им нравится научить других детей, что укрепляет свои собственные знания и самоуважение.

Для того чтобы общаться в Интернете необходимо много писать. Как это не огорчительно для учителей русского языка, но киберпространство может сильнее мотивировать подростков писать, чем любое произведение наших классиков.

С другой стороны, те же педагоги, возможно, испугались бы того, как казалось бы мутировало правописание и грамматика по электронной почте, в чате или блоге. Для неподготовленных глаз этот текст может в действительности быть нераспознаваемыми. Дело в том, что этот сленг чрезвычайно сокращенная форма языка является новым языком, который делает беседу эффективной и дает подростку почувствовать себя членом уникальной группы с уникальным языком, а это в свою очередь повышает его авторитет в собственных глазах.

Получение мудрости. Киберпространство дает возможность для подростков познакомиться с людьми из разных стран мира. Многие чаты, группы новостей являются международными по составу. Общение онлайн с другом из другой страны, говорящего о местном стихийном бедствии может оказать гораздо больше влияние на подростка, чем просмотр вечерних новостей на ту же тему.

Поиск информации. Один из способов для подростков раскрыть свою индивидуальность – это процесс познания новой информации, которая включает в себя навыки, а также приобретение мировоззрения. Одной из привлекательных особенностей Интернета для подростков является тот факт, что многие области киберпространства минимально контролируются правительством, школой, родителями и взрослыми в целом. Другие публикуют почти все, что они хотят в Интернете. Изучение этой информации для них очень важно, так как им необходимо чувствовать себя отдельно от родителей. Интернет является обширной библиотекой, охватывающей любую тему, которую только можно вообразить. В некоторых отношениях для подростка он лучше, чем большинство библиотек. Как много информации вы можете найти в публичной библиотеке о рок-группе или о ваших любимых телевизионных звездах?Хочу такой сайт

Недостатки интернета.

Злоумышленники в сети. Одна из дилемм жизни в сети в том, что вы никогда не можете быть уверены, что другие люди, действительно, являются теми, кем представляются. Эта кокетливая 17 летняя девушка может оказаться 47 летним мужчиной. Злоумышленники могут представлять себя как благоприятное, симпатизирующие доверенное лицо, которое поощряет подростков обсудить свои проблемы. Особенно уязвимыми являются неблагополучные подростки, которые чувствуют себя одиноко и отчужденно от родителей.

Открытость негативной информации. К сожалению, в русскоязычном секторе глобальной сети в открытом доступе находятся информация о наркотиках, насилии и порнографического содержания. Ни один родитель не хочет, чтобы их ребенок научился сексу, узнал о наркотиках или как собрать бомбу.

Анонимность общения.Общение происходит не лицом к лицу, а опосредованно. Часто подростки не видят реального человека за типичными выражениями и аватарами (рисунок вместо фотографии), они (вероятно бессознательно) ведут себя так, как если бы их собеседник был своего рода роботом или мишенью компьютерных игр. Они начинают ругаться, делать неуместные сексуальные замечания. Анонимность общения упрощает эти словесные злоупотребления. Это обеспечивает простой, безопасный способ для излития разочарования их реальной жизни.

Памятка с правилами для родителей.

Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «мировой паутине»:

· Не отправляйте детей в «свободное плавание» по сети. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения.

· Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета, чтобы вовремя предупредить угрозы.

Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть:

· Расскажите, что в Интернете, как и в жизни, встречаются и «хорошие», и «плохие» люди. Объясните, что если он столкнется с негативом от другого пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям.

· Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью.

· Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путем отправки SMS, – во избежание потери денег.

· Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.

Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания ребенка в Сети:

· Установите на компьютер программы родительского контроля (либо воспользуйтесь встроенными в Windows инструментами), а также антивирус.

· Если ваш ребенок – учащийся младших классов и остается часто дома один, ограничьте время его пребывания в Интернете.

· Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка.

· Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить ваши личные данные.

· Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал подросток.

Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей:

· Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами.

· Знакомьте всех членов семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете.

Для общего ознакомления, посетите данные сайты:

1. Защита детей от интернет–угроз http://www.securitylab.ru/software/1423/

2. Интернет-угрозыhttp://ru-best.ru/ugroza.htm

3. Статистика самых распространенных интернет-угрозах в августе 2010 года http://www.securrity.ru/articles/1082-statistika-samyx-rasprostranennyx-internet-ugrozax-v-avguste-2010-goda.html

4.Как оградить детей от интернет-угроз? http://www.trud.ru/article/05-02-2010/236101_kak_ogradit_detej_ot_internet-ugroz.html

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 26.04.2019

Дата обновления: 26.04.2019

Дата публикации: 14.01.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».