2024-2025 ДООП ТИКО-лаборатория

1

Содержание
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3. Содержание общеразвивающей программы
1.4. Планируемые результаты освоения программы
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
3. Список литературы

2

1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ТИКО-лаборатория»
(далее
Программа)
имеет
техническую
направленность, так как ее реализация направлена на развитие у
дошкольников первичных технических навыков и умений.
Программа разработана в соответствии с законодательными
нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 года № 273-Ф3;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №
1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта
дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 24.03.2021 № 10 "О внесении изменений в санитарноэпидемиологические
правила
СП
3.1/2.4.3598-20
"Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 № 16";
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности
(Регистрационный номер лицензии: № Л035-01277-66/00195028, дата
предоставления лицензии: 09 марта 2016);
- Устав МБДОУ – детский сад № 29.
Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное
развитие детей дошкольного возраста с учётом возможностей и состояния
здоровья детей, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в
разных упражнениях. В основе разработки использованы рекомендации, а
также концептуальные положения методического пособия «Легоконструирование в детском саду» Е. В. Фешиной – М.: ТЦ «Сфера», 2012 г.
и методического пособия М.С. Аромштам, О.В. Барановой
3

«Пространственная геометрия для малышей» - Москва, издательство НЦ
ЭНАС, 2004 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ТИКО-лаборатория»
определяет
содержание
и
организацию
дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие
личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и
деятельности. Срок освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «ТИКО-лаборатория» - 2 года и охватывает
детей с 5 до 7 лет.
Содержание программы взаимосвязано с программами по
конструированию, формированию математических представлений,
ознакомлению с окружающим миром, развитию речи в дошкольном
учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными
являются:
•
конструирование по образцу,
•
конструирование по модели,
•
конструирование по условиям,
•
конструирование по наглядным схемам,
•
конструирование по замыслу,
•
конструирование по теме.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения
занятий, используется познавательная и исследовательская деятельности, в
форме творческой активности, обеспечивающей художественноэстетическое развитие ребенка.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам
в форме познавательной деятельности раскрыть практическую
целесообразность ТИКO-конструирования, развить необходимые в
дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование
образовательных областей в кружке «ТИКО-лаборатория» открывает
возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения
новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не только на обучение детей способам
крепления деталей, но и на создание условий для самовыражения личности
ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки
лишают ребенка возможности творить самому. ТИКO-конструктор
открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе
работы приобретать такие социальные качества как любознательность,
4

активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание,
навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через
осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия
эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение
пользоваться инструкциями, чертежами и схемами, формируется
логическое, проектное мышление. В ходе образовательной деятельности
дети становятся строителями, архитекторами и творцами. Играя, они
придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Актуальность
общеразвивающей
программы:
многие
образовательные программы дошкольного образования содержат раздел
«Конструирование», однако прописанная
в
них деятельность,
основывается в основном на конструировании и моделировании из бумаги,
строительного или природного материала. Среди материалов,
используемых для организации детского конструирования, педагогами
редко используются готовые наборы универсальных развивающих
конструкторов. Дополнительная общеобразовательная программа «ТИКОлаборатория» разработана на основе использования конструктора ТИКО и
является актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает
интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации
и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом
требований Федерального государственного образовательного стандарта и
соответствует возрастным особенностям дошкольников. Технология
работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков
конструкторской и проектной деятельности на основе
исследования
геометрических фигур с целью моделирования объектов окружающего
мира.
Отличительные особенности общеразвивающей программы:
Программа направлена на развития навыков логического и
пространственного мышления детей 5 - 7 лет, как в плане математической
подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Моделирование плоскостных и объемных объектов из деталей
конструктора ТИКО, система логических заданий, позволяет педагогу
формировать,
развивать,
корректировать
у
дошкольников
пространственные и зрительные представления, а также помогает детям
легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать
универсальные логические действия. Программа носит интегрированный
характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
5

С конструктором ТИКО дети учатся, играя, конструируют
постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в
собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи.
Конструктор ТИКО помогает ребенку воплощать в жизнь свои
конструкторские идеи, и фантазии.
Кроме этого, реализация данной программы в рамках
дополнительного образования помогает развитию коммуникативных
навыков и творческих способностей воспитанников за счет активного
взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
ТИКO–конструирование объединяет в себе элементы игры с
экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительноречевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские
способности и техническое мышление, воображение и навыки общения,
способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор,
позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной
активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их
дальнейшего обучения в школе.
Адресат общеразвивающей программы: дети дошкольного возраста
с 5 до 7 лет. Дети старшего дошкольного возраста имеют довольно
устойчивый интерес к строительным играм, хорошо знакомы с некоторыми
деталями строительного материала, знают их назначение. Опыт
конструирования, полученный детьми ранее, дает им возможность
приобрести некоторые технические навыки, запомнить способы создания
несложных построек, которые они легко воспроизводят в своих играх.
Конструирование в этом возрасте характеризуется умением
анализировать условия, в которых протекает его деятельность. Дети
овладевают обобщенным способом обследования образца, способны
выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная
деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по
условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины,
строения предметов; систематизируются представления детей. Они
называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные
цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.
Воспринимают величину объектов, легко выстраивают ряд – по
возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов. Однако дети
могут испытывать трудности при анализе пространственного положения
6

объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их
пространственного расположения.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное
мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но
и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности
объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения
окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять
адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить
схематизированные представления. В дошкольном возрасте у детей еще
отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты
по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться
операции логического сложения и умножения классов. Так, например,
старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два
признака: цвет и форму (материал) и т.д. Развитие воображения в этом
возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и
последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно
развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его
активизации.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в
игровой деятельности; применением в конструировании обобщенного
способа обследования образца; усвоением обобщенных способов
изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте
характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления
сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные
представления, комплексные представления, представления о цикличности
изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление,
воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Число детей, одновременно находящихся в группе – до 10 человек.
Режим занятий: первый год обучения: 2 раза в неделю по 25 минут,
72 занятия в год; второй год обучения: 2 раза в неделю по 30 минут, 72
занятия в год.
Объем общеразвивающей программы: общее количество учебных
часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для
освоения программы – 76 часов; продолжительность первого года обучения
– 30 часов, второго года обучения – 36 часов.
Срок освоения общеразвивающей программы определяется
содержанием программы и составляет 2 года обучения: первый год
обучения – 36 недель, второй год обучения – 36 недель.
7

Уровневость общеразвивающей программы: стартовый уровень.
Предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предполагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы.
Формы обучения: очная, групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, мастер-класс,
открытое занятие и др.
Формы подведения результатов: тематическое занятие, беседа,
открытое занятие, педагогическое наблюдение, творческий отчет и т.д.
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы: создание оптимальных условий
для развития познавательной и творческой деятельности воспитанников
старшего дошкольного возраста посредством освоения ТИКОмоделирования.
Задачи общеразвивающей программы:
- обучающие:
 формировать представления о плоскостных и объёмных
геометрических фигурах, телах и их свойствах;
 совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по
собственному замыслу;
 обучать планированию процесса создания собственной модели и
совместного проекта;
- развивающие:
 расширять представления об окружающем мире - развивать
психические процессы;
 формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение,
классификация и обобщение);
 развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через
деятельностный подход;
 создать условия для творческой самореализации, мотивации на успех
и достижения на основе предметно-преобразующей деятельности;
- воспитательные:
 поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной
деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и
взаимопомощь;
 способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
8

Учебный (тематический) план
№
п/
п

Названи
е
раздела,
темы

1.

Модуль 1
«Плоскос
тное
моделиро
вание»
Модуль 2
«Объемн
ое
моделиро
вание»

2.

Количество часов
Первый год обучения
всего
теория
практика

Второй год обучения
всего теория практика

Формы
аттестации/
контроля

18

4

14

18

4

14

Открытое
занятие

18

4

14

18

4

14

Творческий
отчет

Содержание учебного (тематического) плана
1.Модуль 1 «Плоскостное моделирование».
Теория: Знакомство с понятиями «геометрические фигуры». Сравнение
геометрических фигур по цвету, размеру, форме. Знакомство с понятиями
«целое», «часть». Классификация геометрических фигур по различным
свойствам.
Практика: Ориентирование на плоскости. Сравнение фигур. Выделение
частей из целого. Чередование геометрических фигур. Составление
плоскостного узора. Конструирование по схеме. Конструирование по
образцу. Конструирование по контурной схеме.
2. Модуль 2 «Объемное моделирование».
Теория: Деление объемного предмета на части. Ориентирование в
пространстве. Знакомство с многоугольниками. Сравнение и
классификация многоугольников.
Практика: Поиск фигур по словесному описанию. Трансформация
плоскостной фигуры в объемную. Поиск и сравнение предметов
кубической формы. Конструирование по замыслу. Конструирование по
собственному представлению. Фантазирование на тему.
Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои
предметные цели и задачи.

9

Календарно-тематическое планирование (первый год обучения с 5 до 6
лет)
№
Тема
Плоскостное моделирование
заня
тия
Сентябрь -октябрь
Конструирование по схеме: морковка для
«Знакомство с
Зайчонка ТИКО
конструктором
ТИКО»
«Морковка для
Зайчонка ТИКО»
Конструирование по образцу: лучики для
«Прощание с
солнышка
летом»
Конструирование по схеме: осенние
«Осень»
листья берёзы
«Осенние цветы» Конструирование по схеме цветы для
осеннего букета
Конструирование по схеме: Ёжик – друг
«Дикие
Зайчонка ТИКО
животные»
Конструирование по схеме: Котёнок – друг
«Домашние
животные»
Зайчонка ТИКО
«Чем дикие
Конструирование по схеме: домик для
животные
Зайчонка ТИКО
отличаются от
домашних?»
Конструирование по схеме: аистенок
«Птицы –
друзья человека!»
Ноябрь

«Транспорт:
наземный
транспорт»

Плоскостное
моделирование

Объемное
моделирование

Конструирование по
схеме: автомобиль

Конструирование по
образцу: лодка

10

«Транспорт:
водный
транспорт»
«Сказка «Три
медведя»

«Сказка
«Курочка Ряба»
«Сказка
«Теремок»

«Зима»

«Зимние забавы»

«Новый год»

Конструирование по Можно превратить
схеме: лодка
лодку в парусник –
добавьте парус.
Конструирование по Конструирование по
схеме: медвежонок образцу: мебель для
комнаты Медвежонка
- стол, стул, диван,
шкаф
Конструирование по
схеме: мышка
Конструирование по
схеме: теремок
Декабрь
Конструирова
ние по схеме:
снежинка
Конструирова
ние по схеме:
снеговик
Конструирова
ние по схеме:
новогодняя
ёлочка

«Новый год»

«Сказка «Репка»

Конструирование по
образцу: лягушка

Конструирование по
образцу: горка
Конструирование по
образцу: санки для
снеговика
Конструирование по
образцу: звезда на
новогоднюю ёлочку
(технологическая карта №
12)
Конструирование по
образцу: Дед Мороз
Конструирование по
образцу:
маска кота

Январь
Конструирова
ние по схеме:
репка

11

«Сказка «Маша и
Медведь»
Конструирова
ние по схеме:
колобок
«Сказка
«Колобок»

Конструирование по
образцу: колобок

«Зимние забавы»

«Птицы – друзья
леса»

«Военная
техника: водная»

«Военная
техника:
воздушная»

«Военная
техника:
наземная»
«Военная
техника:
подводная»

Конструирование по
образцу: короб для
пирожков
Конструирование по
образцу атрибутов для
сказки: домик бабушки и
дедушки, дорожка, ёлочки
(технологическая карта

Конструирова
ние по схеме:
птица
Февраль
Конструирова
ние по схеме:
корабль
Конструирова
ние по схеме:
самолет

Конструирование: снежная
крепость - из снежных
комков
Конструирование:
кормушка для птиц

Конструирование по
образцу: корабль

Конструирова
ние по схеме:
вертолет
Конструирова
ние по схеме:
танк
Конструирова
ние по схеме:
подводная
лодка

Данную конструкцию
можно перестроить из
плоскостной фигуры в
объемную. Для этого
постройте еще одну
плоскостную фигуру
12

«зеркально» и соедините
две фигуры друг с другом с
помощью квадратов.
«Военное
оружие»

«Весна»

«Весна: 8 марта!»

«Весна:
перелётные
птицы»
«Весна: пауки»

«Космос»

«Техника:
космическая
техника»

Конструирова
ние по схеме:
пистолет
Март
Конструирова
Конструирование по
ние по схеме:
образцу: подснежник
солнце
Конструирова
Конструирование по
ние по схеме:
образцу: ваза
цветок
Конструирова
Конструирование по
ние по схеме:
образцу: птенец
птица
Коллективное Коллективное
конструирова конструирование: паутина
ние:
пауки
Апрель
Конструирова
ние по схеме:
звезда и
комета
Конструирова
ние по схеме:
роботкосмонавт
Конструирова
ние по схеме:
ракета

Конструирование по
образцу: ракета

Конструирова
ние по схеме:
звездолёт

Конструирование по
образцу: звездолёт

13

«Космонавт»

Конструирова
ние по схеме:
роботкосмонавт
Май

Конструирование по
образцу:
космонавт

Конструирование по
образцу:
пилотка военная
Конструирование по
образцу:
мемориал - вечный огонь

«День Победы!»

Конструирование по
образцу: тюльпан
«Лето»
«Летние
развлечения в
парке»
Насекомые

Конструирова
ние по схеме:
шарик
Конструирова
ние по образу:
бабочка

Конструирование по
образцу: лилия
Конструирование по схеме:
карусель
Конструирование по
замыслу: сороконожка

Календарно тематическое планирование (второй год обучения с 6 до 7
лет)
№
Тема
Плоскостное
Объемное
зан
моделирование моделирование
яти
я
Сентябрь – октябрь
Конструирование
Конструирование по
Знакомство с
по схеме: гриб
образцу:
конструктором.
Соединение
корзина
ТИКО – деталей.
«Лесной
урожай»
14

«Домашние
животные наши
друзья»
«Как поменялась
жизнь животных
осенью?»

Конструирование
по схеме: собака

Конструирование по
образцу: кот

Конструирование
по схеме: белка

Конструирование по
образцу:
божья коровка

«Зайчонок ТИКО
в геометрическом
лесу»

Конструирование
по схеме: заяц

Конструирование по
образцу: дерево

Ноябрь
Конструирование
по схеме: белка

Конструирование по
образцу: мухомор

«Подготовка
лесных зверей к
зиме»

«Птицы:
перелетные и
зимующие»

«Зимние забавы»

«Новогодний
праздник»

Конструирование
по схеме: ёж

Конструирование по
образцу:
ёж

Конструирование
по схеме: волк

Конструирование по
образцу:
заяц

Конструирование
по схеме: птица

Конструирование по
образцу: кормушка
для птиц

Декабрь
Конструирование
по схеме:
снежинка
Конструирование
по схеме: ёлочка

Конструирование
по схеме:
Снегурочка

Конструирование по
образцу: снеговик
Конструирование по
образцу:
коробка для подарка
и ёлочка
Конструирование по
образцу: Снегурочка

15

Конструирование
по схеме: Дед
Мороз

Тема «Зимние
Олимпийские
игры»

Январь
Конструирование
по схеме:
олимпийские
кольца
Конструирование
по схеме:
фигурист

Конструирование по
образцу:
Дед Мороз
Конструирование по
образцу: боулинг

Конструирование по
образцу: медаль
чемпиона)
Конструирование по
образцу:
санки
Конструирование по
образцу: лыжник и
лыжи
Конструирование по
образцу: горка

Тема «Зимние
забавы»

34
35

«Военная
техника
различных родов
войск:
артиллерия»
«Военная
техника
различных родов
войск: танковые
войска»

Февраль
Конструирование
по схеме:
артиллерийский
расчёт
Конструирование
по схеме:
танк

Конструирование по
образцу:
пушка

Конструирование по
образцу: бинокль

16

«Военная
техника
различных родов
войск: ракетные
войска»
«Военная
техника
различных родов
войск: морской
флот»
«Военная
техника
различных родов
войск: пехота»
«Военная
техника»

«Подарок маме!»

«Встреча
перелетных
птиц»
«Превращение
гусеницы в
бабочку
«Жизнь
насекомых»

Конструирование
по схеме:
ракетная
установка

Конструирование по
образцу: подводная
лодка

Конструирование
по схеме:
пистолет
Конструирование по
собственному
представлению:
военная техника
(фантазирование на
тему)
Март
Конструирование
по схеме: цифра
8
Конструирование
по схеме:
журавль
Конструирование
по схемам:
гусеница и
бабочка
Конструирование
по схеме:
лист березы

Конструирование по
образцу: ромашка
Конструирование по
образцу:
гнездо
Конструирование по
образцу:
кокон
Конструирование по
образцу: бабочка

17

«Первый полет
человека в
космос»
«НЛО»

«Космос»

«Космос»

«Профессии:
водитель»

«Профессия:
машинист»
«Профессии на
корабле»
«Летнее
путешествие»

Апрель
Конструирование
по схеме:
космонавт
Конструирование
по схеме:
лунатик
Конструирование
по схеме: комета

Конструирование
по контурной
схеме: звезда

Май
Конструирование
по схеме:
внедорожникджип
Конструирование
по схеме: паровоз
(локомотив)
Конструирование
по схеме:
корабль

Конструирование по
образцу:
ракета
Конструирование по
образцу: звездолет
Конструирование по
образцу:
искусственный
спутник Земли
Конструирование по
собственному
представлению:
космический объект

Конструирование по
образцу: мотоцикл

Конструирование по
образцу:
вагон для поезда
Конструирование по
образцу:
катер
Конструирование по
собственному
представлению:
атрибуты для летнего
вида спорта
(фантазирование на
тему)

18

Конструирование по
образцу: самолет

1.4. Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения ребенок может:
- метапредметные результаты:
у обучающихся будут сформированы конструкторские умения и навыки,
умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности,
основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- личностные результаты:
у обучающихся будут сформированы предпосылки учебной деятельности:
умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с
инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца,
планировать будущую работу. Будет развита познавательная активность
обучающихся, воображение, фантазия и творческая инициатива.
- предметные результаты:
у обучающихся будет развито умение применять свои знания при
проектировании и сборке конструкций. Овладеют основами моделирующей
деятельности. Обучающиеся будут иметь представления: о деталях
конструктора и способах их соединении; о зависимости прочности
конструкции от способа соединения её отдельных элементов; о связи между
формой конструкции и её функциями.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1 год

Дата
Дата
Количество Количество Количество
начала
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения обучения
недель
дней
часов
02.09.2024 31.05.2025
36
72
72

2 год

02.09.2024 31.05.2025

36

72

72

Режим
занятий
2 занятия
по 25 минут
в неделю
2 занятия
по 30 минут
в неделю

График каникул: 29.12.2024 – 08.01.2025
Праздничные дни: 03.11.2024 –04.11.2024
29.12.2024 – 08.01.2025
22.02.2025 – 23.02.2025
08.03.2025 – 09.03.2025
01.05.2025 –04.05.2025
08.05.2025 – 11.05.2025
19

2.2. Условия реализации программы
- материально-техническое обеспечение:
Программа реализуется в специально оборудованном помещении,
расположенном на первом этаже МБДОУ. Помещение оснащено
ноутбуком, мультимедийным оборудованием, доской для размещения
наглядностей,
мольберт,
отдельными
столами
для
работы
детей, наборами ТИКО-конструкторов.
Оборудование:
- столы 5 штук,
- стулья 12 штук,
- стеллажи для хранения раздаточного материала,
- ТИКО – конструкторы «Малыш»– 10 штук,
- ТИКО – конструкторы «Арифметика» - 10 штук,
- детский конструктор «Соты» - 10 штук,
- конструктор «Лидер» - 10 штук.
- информационное обеспечение:
 аудиотека, мультимедийное программы, презентации.
- кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования,
имеющий среднее педагогическое образование, обладающий практическим
опытом, знаниями, умениями, выполняющий качественно и в полном
объеме возложенные на него должностные обязанности.
- методические материалы:
Для реализации программы сформирован учебно-методический
комплекс, который постоянно пополняется. Учебно-методический
комплекс включает следующие материалы:
1. Методические материалы для педагога:
- методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии
мероприятий, памятки и др.:
- комплексы оздоровительно-профилактических упражнений,
предотвращающих и снижающих утомление детей дошкольного возраста;
2. Организационно-методические материалы:
- перспективный план работы педагога на текущий год;
- отчет о деятельности педагога за прошедший учебный год.
- инструкции по охране труда и технике безопасности.
2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы

20

Итог

Количество баллов

Умеет обыгрывать постройки

Работает в команде

Строит по инструкции педагога

Строит по образцу

Строит по творческому замыслу

Умеет
скреплять
конструктора

Работает по схемам

в
Подбирает
детали
соответствии со схемой

Называет детали конструктора

Фамилия, имя
ребенка

детали

Способами определения результативности программы являются:
педагогическая диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года
обучения, и выставки ТИКО-поделок.
Педагогическая диагностика разработана на основе программы
дополнительного образования «Тико-конструирование» под редакцией
И.В. Логиновой.

Критерии уровня развития умений и навыков:
Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету):
 высокий (4): может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать
необходимые детали;
 достаточный (3): может самостоятельно, но медленно, без ошибок
выбрать необходимую деталь;
 средний (2): может самостоятельно выбрать необходимую деталь,
но очень медленно, присутствуют неточности;
 низкий (1): не может без помощи педагога выбрать необходимую
деталь.
Умение проектировать по образцу:
 высокий (4): может самостоятельно, быстро и без ошибок
проектировать по образцу;
 достаточный (3): может самостоятельно исправляя ошибки в
среднем темпе проектировать по образцу;
 средний (2): может проектировать по образцу в медленном темпе
исправляя ошибки под руководством педагога;
 низкий (1): не видит ошибок при проектировании по образцу, может
проектировать по образцу только под контролем педагога.
Умение конструировать по схеме:
 высокий (4): может самостоятельно, быстро и без ошибок
конструировать по схеме;
21

 достаточный (3): может самостоятельно исправляя ошибки в
среднем темпе конструировать по схеме;
 средний (2): может конструировать по схеме в медленном темпе
исправляя ошибки под руководством педагога;
 низкий (1): не может понять последовательность действий при
проектировании по схеме, может конструировать по схеме только под
контролем педагога.
Уровни освоения программы:
 высокий уровень – 9 – 12 баллов.
 средний уровень – 4 – 8 баллов.
 низкий уровень – 1 – 3 баллов.
Условные обозначения:
 2 – высокий уровень развития
 1 – средний уровень развития
 0 – низкий уровень развития
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого
занятия и направлен на закрепление теоретического материала по
изучаемой теме и на формирование практических умений.
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов:
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности
можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и
положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию.
Программа «ТИКО-лаборатория» создает для этого самые благоприятные
возможности. Сначала дети учатся конструировать по схеме, образцу,
выполняют задание на слух (слуховой диктант), затем дошкольники
создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить
в эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда дети
осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность
синтезировать свои собственные конструкции, можно организовывать
именные выставки индивидуальных работ воспитанников и работ,
созданных в результате совместного творчества.
- участие в конкурсах «ТИКО-изобретений» в ДОУ, сети интернет,
- выставки и фотовыставки ТИКО-поделок,
- творческий отчёт руководителя на педсовете.

22











3. Список литературы
Аромштам М.С., О.В. Баранова О.В. Пространственная геометрия для
малышей. Приключения Ластика и Скрепочки. – М.: «Издательство
НЦ ЭНАС», 2004.
Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости
мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.
Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем (набор
игр с Блоками Дьенеша). – М.: Корвет, 1993.
Логинова И.В. Тико-конструирование. Программа дополнительного
образования.
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию
элементарных математических представлений. – М.: МозаикаСинтез, 2006.
Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера,
2012.
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернетресурсы (методические и дидактические материалы для работы с
конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование,
презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.).

23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».