Почему дети кусаются
18.11.2024
Советы психолога,
которые помогут отучить малыша кусаться:
1.
Проанализируйте и улучшите обстановку в семье, если это требуется. Родители
не должны выяснять отношения на глазах у детей. Нельзя направлять агрессию ни
на супруга, ни на ребёнка.
2.
Тщательно продумайте тактику воспитания, найдите золотую середину. В 2-3
года малыш уже должен понимать слово «нет», обозначающее запрет. Пытайтесь
объяснять чаду, почему кусаться нельзя. Расскажите, что это больно,
негигиенично и некрасиво.
3.
Если ребёнок только начал посещать садик, поддерживайте его, помогайте
адаптироваться и безболезненно привыкать к новой обстановке. Обычно первое
время детки остаются в группе на два часа, потом на полдня. Не стремитесь
ускорить период привыкания. Если крохе пока некомфортно в детском коллективе,
не оставляйте его в саду надолго. Каждый день рассказывайте, что в группе
хорошо, что мама непременно придёт вечером и заберёт своего любимого сына или
дочку.
4.
Обучайте ребёнка другим способам выражения эмоций, не подавляйте их. Если у
малыша есть достаточный словарный запас, разговаривайте с ним, спрашивайте, что
он чувствует. Просите рассказывать об эмоциях и ощущениях, проговаривайте их
вместе. Демонстрируйте участие, говорите, что вы понимаете чувства. А если чадо
сильно злится, предложите ему переключиться на что-то приятное, например, на
рассматривание ярких картинок, игру, танцы.
5.
Чтобы обучить малыша правилам поведения в садике, можно практиковать
ролевые игры дома в спокойной обстановке. Разыграйте сценку, в которой ваш ребёнок
– это он сам, а вы – другой детсадовец. Проиграйте все возможные ситуации, в
которых сын или дочь может укусить сверстника. И при малейшей попытке вонзиться
зубами в тело остановите ребёнка и предложите другой вариант развития событий.
Так, если кроха начал кусаться в ответ на отбирание игрушки, то расскажите ему,
что он может взять другую более интересную вещь или попробовать предложить
совместную игру тому, кто забрал понравившуюся машинку или куклу.
6.
Если вы и малыш видите, что другой ребёнок кусает кого-то, расскажите, как
это плохо и невежливо. Малыш должен понять, что укусы – это не норма, а плохой
поступок.
7.
Уделяйте время и внимание своему чаду: вместе гуляйте, общайтесь,
обсуждайте что-то, играйте, занимайтесь хобби, делайте поделки, выполняйте домашние
обязанности, чаще говорите о любви, хвалите за хорошие поступки. Малыш должен
ощущать себя любимым, нужным и важным.
8.
Гиперактивному ребёнку нужно непременно давать выплёскивать энергию и
эмоции. В течение дня больше гуляйте и играйте, позволяйте безобидные шалости.
9.
Поговорите с воспитательницей, расскажите об особенностях ребёнка и о
возможных причинах укусов. Вы можете предложить воспитателю действующие на
вашего сына или дочь методы влияния или же спросить совета.
10. Наладьте режим дня и
создайте благоприятную обстановку дома. Будите и укладывайте спать малыша в
одно время, не допускайте переутомлений, ограничивайте просмотр мультфильмов и
в таком возрасте лучше не предлагайте гаджеты.
11. Чаще бывайте на
детских площадках, в игровых комнатах. Это поможет проанализировать и лучше
узнать поведение малыша, ведь в детском саду это невозможно.
Если ребенок кусается
в детском коллективе
Зная о том, что ребенок может укусить, в
детском коллективе (на детской площадке, в гостях, в детском саду) родителям
следует быть особенно внимательными и пресекать любую попытку укусить товарища
по играм. Когда возникает конфликт, который грозит закончиться укусами, кроху
лучше увести из компании и переключить его внимание на что-то другое.
Если не удалось уследить, и малыш
все-таки кого-то укусил, нужно взывать к жалости говоря о том, что товарищу
больно, он плачет, не будет с ним больше играть. Необходимо учить просить
прощения за свои поступки. Ребенка желательно увести домой, объяснив ему, что
это наказание за плохой поступок.
Если малыш кусается в детском саду,
важно выяснить причину, почему так происходит. Кусает он кого-то конкретно или
же всех детей подряд. Возможно, так он хотел наказать обидчика, который забрал
игрушку или толкнул его, привлекал к себе внимание товарища, который играл с
другим ребенком. Родителям сложно понять причину в этом случае, ведь они не
находятся рядом. Следует подключать воспитателей и психологов, а дома говорить
с малышом, объясняя неприемлемость его поведения.
Важно акцентировать внимание, что
кусаются только животные, а он человек. Как будет выглядеть, например, мама,
если в магазине тетя нечаянно толкнет ее, а она в ответ укусит? Наверное, было
бы стыдно за такой поступок мамы? Это важно: не за маму, а за ее поступок.
Психологи советуют проигрывать ситуации
дома. Кукла и зайка поссорились, но ведь они уже взрослые и кусать друг друга
не станут, лучше просто разойдутся в разные стороны. Волчонок не дает тигренку
игрушку, но это не страшно, он наиграется и сам оставит игрушку.
Очень эффективными считаются
«терапевтические сказки». Найти такую сказку несложно, но легче придумать
самим, подстроив ее под ситуацию. Подойдет история про очень кусачего щенка, с
которым никто не хотел играть. Когда он остался совсем один, то понял, что вел
себя неправильно. Как только щенок перестал кусаться, у него появилось
множество друзей, с которыми так весело играть.