Гимнастика мозга
19.03.2024
Гимнастика
мозга (психолог-педагогам)
Гимнастика мозга (нейрогимнастика) разработана
американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон базе образовательной
кинезиологии. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует
работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного
участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате
этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как
бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнения для мозга
также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Нейрогимнастика
- это универсальная система упражнений.
Метод кинезиологической коррекции улучшает
у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные
представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает
способность к произвольному контролю. Как показывает опыт, образовательную
кинезиологию необходимо использовать для коррекции детей, имеющих отклонения в
развитии.
Занятия должны проводиться систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ученика. Выполнение кинезеологических упражнений возможно, как дома с родителями, так и на предметных уроках или на специальных занятиях со специалистами службы сопровождения.
Занятия начинаются с изучения упражнений,
которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.
Цели занятий с использованием упражнений
«Гимнастики мозга»:
•
Развитие межполушарной специализации.
•
Развитие межполушарного взаимодействия.
•
Развитие комиссур (межполушарных связей).
•
Синхронизация работы полушарий.
•
Развитие мелкой моторики.
•
Развитие способностей.
•
Развитие памяти, внимания.
•
Развитие речи.
•
Развитие мышления.
•
Устранение дислексии и дисграфии.
Упражнения
«Гимнастики мозга»
1. «Кнопки мозга»
Помогают
проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный
аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной
информации.
Исходное
положение: Выполняется стоя.
Одна
рука массирует углубления между первым и вторым рѐбрами в зоне слева и справа
под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить
внимание на центре тяжести.
2. «Крюки»
Помогают
вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизируют
работу интеллект – тело. Упражнение советуют использовать тем, кто находится в
состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Повторить 8–10
раз.
Исходное
положение: можно выполнять стоя, сидя, лежа.
Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем
вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть
руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
3. «Колено – локоть»
Активизируют
зону обоих полушарий образуется большое количество нервных путей (комиссур),
обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления.
Исходное
положение: Стоя.
Поднять
и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги,
затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
4. «Сгибание пятки»
Включается
в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли, активизируются
творческие способности.
Исходное
положение: Сидя.
Положите
лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце
и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.
5. «Кулак». «Ребро». «Ладонь».
Эти
упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий,
способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы
письма и чтения.
Исходное
положение: Сидя, руки находятся на плоскости стола.
Три
положения руки последовательно сменяют друг друга:
1.
Сжатая в кулак ладонь.
2.
Положение ладони ребром на плоскости стола.
3.
Распрямленная ладонь на плоскости стола.
Выполняется
сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Повторить
8-10 раз.
6. «Слон»
Это
наиболее интегрирующее упражнение. «Гимнастики мозга». Балансирует всю систему «интеллект
– тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации
внимания. Укрепляют наружные глазные мышцы, снимают напряжение после работы на
компьютере, снимают напряжение и боль в спине.
Исходное
положение: Стоя.
Встаньте
в расслабленную поз. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого
плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная
то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза
следят за движением кончиков пальцев.
Упражнение
выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и
столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
7. «Ленивые
восьмерки для глаз»
Происходит
миелинизация нервных сетей, что способствует формированию умений, навыков, а
это особенно важно в сензитивный период развития детей. Помогает в периоды творческого
застоя, легче найти решение в сложной ситуации.
Исходное
положение: Стоя или сидя.
Вытянуть
руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы,
описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением
большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа налево и слева направо,
сверху вниз. Повторить 8–10 раз.
8. «Ленивые восьмерки для письма»
Обводим
контур рукой от центра против часовой стрелки: вверх, влево и обратно к центру;
затем по часовой стрелке: вверх, вправо и обратно через низ к центру. Каждой
рукой рисуется пять или более восьмёрок, затем также обеими руками.
9. «Зеркальное
рисование»
Упражнение
способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает
запоминание информации.
Исходное
положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу
или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.
10.
«Энергетическая зевота»
Снимается
напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок,
речь становится четче.
Исходное
положение: Сидя.
Широко
открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый
сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Повторить 5–8 раз.
11. «Думающая шляпа»
На
поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться,
а также лучше слушать и говорить.
Исходное
положение: Сидя или стоя.
Мягко
расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении
вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок сосцевидного
отростка за ухом по направлению сверху вниз.
Продолжительность
занятий от 5–10 минут до 20–35 минут.
Упражнения
выполняются ежедневно. Длительность
одного цикла 45–60 дней.