Детская истерика. Как быть?

20.03.2023

Детская истерика.


Детская истерика – состояние крайнего нервного возбуждения, сопровождающееся потерей самообладания и неадекватным поведением.


В основе детских истерик лежит:

·функциональная незрелость структур мозга;

·психофизиологические изменения кризисного периода развития.


Созревание мозговых структур происходит от низших отделов к высшим – от подкорковых структур к коре. 

При формировании истерики накапливается нервное возбуждение, вырабатываются гормоны стресса. Активизируется лимбическая система - возникает эмоция гнева, стимулируются вегетативные реакции (напрягаются мышцы, учащается сердцебиение, дыхание). 

Цепочка физиологических процессов не включает активацию коры – отсутствует оценка ситуации, выбор действий.


Истерика возникает волнообразно: резко нарастает гнев, ярость, на пике они сменяются горем, постепенно эмоциональный приступ ослабевает, становится обычным плачем.


Возрастные особенности.


Чаще всего, истерические проявления у детей совпадают с возрастными кризисами.


2 года – истерика, как способ донести до взрослых свои желания. Так как ещё нет возможности выразить желание вербально. Легко успокаиваются, переключаются.


3 года – истерика, как проявление самостоятельности, самоутверждения – «Я сам». Столкновение интересов ребёнка и родителя. Рекомендуется давать ребёнку больше права выбора (что надеть, съесть и т.д.)


4 года – истерики осознаны и чаще имеют определённую цель, может являться манипуляцией. К 4 годам вероятность возникновения истерик снижается, ребёнок начинает контролировать свою речь, может выражать эмоции. Их основная причина – неправильное воспитание.


5 лет – в этом возрасте частые истерики ребёнка, могут быть из-за нехватки заботы и родительской любви. К 5 годам истерики должны прекратиться, так как ребёнок при нормальном развитии и воспитании, способен управлять своими эмоциями.


7 лет – истерические приступы в этом возрасте являются следствием определённых ситуаций. На ребёнка в этом возрасте сваливается много новых обязанностей, появляются требования со стороны родителей и учителей, и он может не справляться с внутренним напряжением.


Однако, до 8-9 лет, можно считать редкие детские истерики нормой. Если у ребёнка старше данного возраста наблюдаются истерики, необходимо проконсультироваться у невролога или психотерапевта.


Психологические причины истерик со стороны ребёнка:


ü отсутствие возможности вербально высказать недовольство (когда ещё не умеет разговаривать);


ü привлечение к себе внимания, которого не хватает;


ü непреодолимое желание добиться чего-либо выражение протеста;


ü упрямство;


ü подражание сверстникам или взрослым;


ü психотравма;


ü слабый, неуравновешенный тип нервной системы.


Психологические причины со стороны взрослых (родителей, родственников, воспитателей, учителей):


ü  гиперопека, чрезмерная строгость;


ü  неправильная система наказаний и поощрений или её отсутствие;


ü  прерывание любимого занятия;


ü  нарушение личного пространства;


ü  ошибки в воспитании.


Физиологические причины истерик:


ü недосыпание;


ü переутомление, чрезмерные физические нагрузки;


ü голод;


ü заболевания нервной системы;


ü болезнь или реабилитационный период после болезни.


Признаки, по которым можно понять, что у ребёнка случится истерика и постараться предупредить приступ:


§  лёгкое хныканье;Хочу такой сайт

§  сопение, пыхтение, ворчание;


§  поджатые или дрожащие губы (кто-то обиженно оттопыривает нижнюю губу);


§  нахмуренный взгляд исподлобья на того, от кого зависит удовлетворение желания;


§  глаза, полные слёз;


§  закрытая поза (руки в замке перед собой);


§  методичные раскачивания телом (сидя на стуле или просто стоя);


§  нервные, резкие движения;


§  красное лицо.


Когда истерика ещё не началась и есть возможность её избежать. Попытка перехвата.


ü Изучить предвестники (они у каждого индивидуальны).


ü Уметь распознавать по ним приближающийся приступ заранее.


ü Срочно отвлечь, переключить внимание на что-то захватывающее, интересное.


Для того, чтобы отвлечь ребёнка дошкольного возраста, можно использовать любые вещи, которые могут его заинтересовать; 

яркие книжки, что–то вкусное, наблюдение за происходящим на улице и т.д.


Отвлечение эффективно только в том случае, если истерика ещё не началась. Во время приступа использовать его уже бесполезно.


Сохранение спокойствия.


Даже если предупредить надвигающуюся истерику не получилось, есть шансы её остановить. Если вы будете соблюдать несложные правила.


v Не пытайтесь ничего доказывать ребёнку, объяснять, воспитывать, так как в этот момент он не способен адекватно воспринимать информацию и общаться.


v Ни в коем случае не повышайте голос.


v Не наказывайте ребёнка. 

  !!! Нельзя применять физическую силу: дёргать за руку, трясти, шлёпать, давать подзатыльник – это только усугубит ситуацию.


v Не паникуйте из-за того, что вам кажется, что ребёнку больно, так как из-за отсутствия у него контроля за моторикой, боль не ощущается.


v Нельзя изменять принятое решение (запрет, отказ), ставшее внешней причиной истерики. Уступки требованиям ребёнка закрепляют крики, плач как способ получения желаемого.


v Детские истерики любят зрителей и на их фоне быстро и пышно разворачиваются. В этом случае ребёнка лучше лишить зрителей (вывести из комнаты, группы, класса), дать воды, попросить сходить в туалет, умыться и успокоиться.


v Важно сохранять спокойствие. Присядьте, чтобы находиться на одном уровне с ребёнком, не общайтесь с ним сверху вниз, нависая над ним. Голос должен быть негромким и ровным, а тон доброжелательным. Можно сказать фразу: «Я понимаю, ты обижен/расстроен/злишься, но вести себя так нельзя».


v Таким образом, вы показываете ему, что вы его понимаете. Одновременно с этим, вы формулируете проблему, помогая ребёнку осознать собственную эмоцию (обиду/злость/гнев) и напоминаете о правилах поведения.


v Если вам удалось завладеть вниманием ребёнка, то чтобы окончательно справиться с истерикой, после пика аффекта необходимо его обнять, погладить. Мягкие прикосновения позволят ему быстрее успокоиться.


Рекомендации родителям, если у ребёнка часто случаются истерики:


*    Соблюдение режима дня.


*    Обеспечение правильного, здорового питания в соответствии с возрастом.


*    Занятия спортом.


*    Полноценный отдых, не допускающий переутомления.


*    Уважительное отношение, начиная с самого маленького возраста.


*    Отведение достаточного времени для игр, прогулок, досуга, любимого занятия.


*    Позволять проявлять самостоятельность, ведь шнурки можно перевязать, тарелку перемыть, пол подмести ещё раз (важно делать это тогда, когда ребёнок не видит).


*    Организовать спокойную атмосферу перед сном.


*    Очень важно не отступать от той системы воспитания, которая принята в семье.


*    Среди всех взрослых в семье должны быть согласованы её основные пункты: распорядок дня, обязанности ребёнка, штрафные санкции за проступки и т.д.


*    Правила в семье должны быть постоянными и неизменными, вне зависимости от того, с кем непосредственно находится ребёнок (мама/папа/бабушки/дедушки/няня).


 Правила не должны нарушаться: если что-то запрещено, то это запрещено, если разрешено, то разрешено.


Чётко обозначенные границы необходимы для того, чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно, спокойно и в безопасности.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».