Картотека психогимнастических упражнений
18.01.2023
Картотека психогимнастических
упражнений
Для детей 3-4 лет
·
Выражение удовольствия
Педагог зачитывает текст стихотворения и предлагает детям
наклониться и «понюхать тюльпан». Дети делают глубокий вдох – «вдыхают запах»,
изображают, что наслаждаются ароматом. Упражнение следует повторить несколько
раз.
Тюльпан
Как из красного стакана,
Выпью запах из тюльпана.
Вот спасибо! Как я рад –
Очень вкусный аромат!
·
Развитие
навыков саморасслабления
Дети сидят на мягком ковровом покрытии. Педагог
зачитывает текст стихотворения и просит детей изобразить его героя – Тёмушку.
После каждого четверостишия педагог подсказывает детям, что делать: «Покажите,
как вам хочется спать, потрите глазки», «Опуститесь на коврик», «Лягте на бочок
и прижмите коленки, как будто вы уже заснули и сладко спите», «А теперь
полностью расслабьтесь. Молодцы!»
Засыпалочка
Прилетали к Тёмушке Приходили
дрёмушки
Серые соловушки, К моему
Артёмушке,
Баю-баю пели - Улеглись в кроватку
Глазки соловели. Задремали сладко.
Приходили зёвушки Приходили
сонюшки
К моему Артёмушке, К моему
Артёмушке,
Забрались в кроватку Тёму обнимали,
И зевали сладко. Крепко засыпали.
·
Выражение
гнева
Педагог зачитывает текст стихотворения и предлагает
детям изобразить чайник, который злится. Дети надувают щёки, «пыхтят», как
чайник, хмурятся, поворачиваются из стороны в сторону.
Чайник
Чайник злится!
Чайник злится!
Потому что кипятится!
Паром пышет,
Жаром дышит,
Ничего вокруг не слышит.
С теми, кто кипит от злости,
Договариваться бросьте.
Лучше и не подходить,
Чтоб себе не навредить.
·
Выражение
страха
Педагог предлагает детям разделиться на две группы –
«ляли» и «гули». Под текст стихотворения дети идут с разных сторон друг к
другу, останавливаются. Далее по очереди – сначала «ляли», потом «гули» -
пугаются: бегут в стороны, приседают, прячут лица в ладонях. Потом дети
меняются ролями.
Ляли и гули
Маленькие ляли
Во дворе гуляли.
Серенькие гули
Зёрнышки клевали
Смотрят ляли – ГУЛИ! –
И вперёд рванули!
Смотрят гули – ЛЯЛИ! –
Да
как дёру дали!
·
Развитие
выразительности движений
Дети сидят на мягком ковровом покрытии. Педагог предлагает им представить, как будто они только что проснулись и потягиваются – вправо и влево. Тянуться приятно, дети радуются утру, солнышку.
В конце этюда –
встают.
Просыпательная
Прежде чем совсем проснуться,
Так приятно потянуться –
Сильно-сильно,
Сладко-сладко!
До свидания, кроватка!
Для детей 4-5 лет.
·
Тренировка выразительности
жестов
Педагог зачитывает стихотворение и предлагает детям
представить себя дирижером, который руками показывает оркестру, как ему играть
музыку разных темпов – спокойную, быструю, громкую, тихую. К упражнению можно
добавлять музыкальное сопровождение.
Дирижёр
Дирижёр
Кистями рук
Рисует
Музыку вокруг!
·
Развитие
способности выражать своё эмоциональное состояние
Педагог просит детей представить себе, что перед ними
– высокая лестница, на которую нужно подняться. Дети «поднимаются» по
ступенькам – шагают на месте, высоко поднимают колени. Потом «устают» -
изображают усталость, выдыхают, опускают плечи и голову. В конце «собираются с
силами» - выпрямляют спину, поднимают голову, продолжают «подниматься по
лестнице».
Поднималочка
Раз шажок,
Два шажок.
Шёл по лесенке сынок.
А ступеньки высоки,
А шажочки нелегки.
Раз шажок,
Два шажок -
Утомился мой дружок.
Отдохнём,
И опять вперёд пойдём.
·
Развитие
воображения и формирование положительного образа тела.
Дети сидят на мягком ковровом покрытии. Педагог
предлагает им представить и показать, как они надевают колготки, а нога их
«боится» - «убегает» мелкими шажками вперёд.
Дети «успокаивают» её, поглаживают. Потом они повторяют этюд со второй
ногой.
Надеваю колготки
Я свою родную ногу
Отправляю в путь-дорогу.
А туннель длиннющий – жуть! - Вправо-влево не свернуть.
Темноты я не
боюсь,
Да и ты, нога, не трусь!
·
Формирование
умения выражать сопереживание.
Педагог зачитывает текст стихотворения и просит детей
представить себе и изобразить его сюжет. Дети показывают, как они утешают и
согревают простынку.
Простынка
Всем телом дрожит на ветру простыня.
Как жалобно смотрит она на меня!
Озябла простынкина спинка –
Боюсь, что простынет простынка!
·
Формирование
целостного положительного образа своего тела
Педагог зачитывает текст стихотворения – первое
четверостишие медленно, с паузами, потом быстрее. Дети изображают, что они
рисуют себя на своём теле – «прорисовывают» одну руку, потом другую,
наклоняются, «рисуют» свои ноги, кругами вокруг головы «рисуют мысли». В конце
– гордо стоят, как бы показывают своим видом, какой хороший «рисунок» - то есть
они сами – у них получился.
Я рисую человека.
Я рисую человека:
Руки, ноги, голова…
В голове цветные мысли
И округлые слова. А в
груди у человека
Расцветает не спеша,
Как ромашка
полевая,
Белоснежная душа!
Для детей
5-7 лет.
·
Выражение
уверенности в себе.
Педагог зачитывает текст стихотворения и предлагает
детям показать, как они растут, но при этом не поднимать руки и плечи, а только
грудную клетку и подбородок. Спина прямая, ноги расставлены, взгляд гордый.
Дети оглядываются друг на друга – гордо показывают друг другу, как они выросли.
Я расту
Я расту!
Я расту!
Набираю высоту!
Папа в росте чемпион,
Но иду я на обгон,
А потом ещё рывок -
Продырявлю потолок. Полюбуюсь небом с крыши,
Да как двинусь выше-выше,
Прорасту
сквозь облака,
Поднажму ещё слегка,
Дотянусь до самых звёзд –
Вот такой мой полный рост!
·
Развитие
выразительности мимики и театрализация
Педагог предлагает детям разбиться на пары и
изобразить сюжет стихотворения в то время, как он его зачитывает. Один ребёнок
изображает невежливого краба, который не здоровается, движется боком с надменно
поднятой головой – плечи опущены, подбородок вверх. Второй изображает человека,
приветствует краба и удивляется его невежливости, - рот открыт, глаза
расширены, руки расставлены.
Невежливый краб
Встретил краба ненароком,
боком-боком,
Побежал наперерез: боком-боком,
«Здравствуй, краб!» - боком-боком
А краб-то –
боком... боком... И исчез!
·
Развитие
воображения и выразительности движений.
Педагог зачитывает текст стихотворения и предлагает детям представить себя его героиней – лужей и изобразить её.
Дети сначала
показывают испуганную лужу – подносят руки к лицу, потом сердитую – грозят
пальчиком, а потом совсем рассерженную – указывают пальчиками «Вон!».
О чём кричит лужа на дороге
Люди!
В лужу – ни ногой!
Обходите стороной!
От ноги в глазах круги. Лапы прочь!
И сапоги!
Вон, противные
машины,
У меня от вас
морщины!
·
Обучение навыкам
релаксационного дыхания
Педагог медленно читает текст стихотворения. На первые
две строки дети делают глубокий вдох, на вторые две строки медленно и с шумом
выдыхают «облака в небо». На третьи – вдыхают и на четвёртые – тихо и ровно
выдыхают, машут рукой «До свиданья!» Используйте упражнение в конце занятия –
как ритуал его завершения.
Осенью
Я по улице шагаю,
Зябнет голая рука,
Потихоньку выдыхаю
Прямо в небо облака. А над
мокрою дорожкой
Лист
последний в вышине
Хрупкой
маленькой ладошкой –
До свиданья! –
машет мне.
·
Развитие
навыков саморасслабления.
Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить,
что сейчас к ним придёт волшебник Сон. Когда волшебник Сон будет спрашивать,
спит ли какая-нибудь часть тела, то она сразу начнёт «засыпать» - расслабится.
Педагог читает текст стихотворения и между строчками напоминает детям, какую
часть тела сейчас нужно расслабить. Например: «Пальцы
спят? Все подряд – расслабляем пальчики».
Сногсшибательная засыпательная
- Кто там? / - Это сон. / Сон идёт со всех сторон, /
Проверяет, / Проверяет. / С головы до пят, /Проверяет, / Проверяет, / Все ли спят?
/ - Пальцы спят? / - Все подряд. / - А правая нога? / - Ага-ага! / - А левая ножка?
/ - Спит немножко! / - А правое колено? / - Несомненно. / - А левая коленка? /
- Мале-е-е-нько. / - А правая рука? / - Спит слегка. / -А левая рука? / - Нет
пока. / - А голова? / - Уснула едва. / -А как же мысли? / - В воздухе повисли.
/ - А правое ушко? / - Давит подушку. / - А левое как же? / - Уснёт сейчас же.
/ -А лоб? / - Почивает. / - А рот? / - Зевает! / - А язычок? / -Молчок. / - А
правый глаз? / - Сейчас-сейчас! / - А левый глаз? / - Уснул как раз. / - А
брови? / - Наготове! / - Нос спит? / - Давно храпит. / - Спит живот? / - Спит
же, вот! / - А спина? / - Спит она. / - Спит ли грудь? / - Никак не уснуть. / -
Сердце идёт - / Спать не даёт. / - Сердце в груди, / Тихонько ходи! / - Кто
там? / - Это сон. / Сон идёт со всех сторон, / Проверяет, / Проверяет / С
головы до пят, / Проверяет, / Проверяет, / Все ли спят?