Картотека психогимнастических упражнений

18.01.2023

Картотека психогимнастических упражнений

Для детей 3-4 лет

·        Выражение удовольствия

Педагог зачитывает текст стихотворения и предлагает детям наклониться и «понюхать тюльпан». Дети делают глубокий вдох – «вдыхают запах», изображают, что наслаждаются ароматом. Упражнение следует повторить несколько раз.

Тюльпан

Как из красного стакана,

Выпью запах из тюльпана.

Вот спасибо! Как я рад –

Очень вкусный аромат!

 

·        Развитие навыков саморасслабления

Дети сидят на мягком ковровом покрытии. Педагог зачитывает текст стихотворения и просит детей изобразить его героя – Тёмушку. После каждого четверостишия педагог подсказывает детям, что делать: «Покажите, как вам хочется спать, потрите глазки», «Опуститесь на коврик», «Лягте на бочок и прижмите коленки, как будто вы уже заснули и сладко спите», «А теперь полностью расслабьтесь. Молодцы!»

Засыпалочка

Прилетали к Тёмушке                                 Приходили дрёмушки

Серые соловушки,                                        К моему Артёмушке,

Баю-баю пели -                                            Улеглись в кроватку

Глазки соловели.                                          Задремали сладко.

 

Приходили зёвушки                                     Приходили сонюшки

К моему Артёмушке,                                    К моему Артёмушке,

Забрались в кроватку                                   Тёму обнимали,

И зевали сладко.                                          Крепко засыпали.

 

·        Выражение гнева

Педагог зачитывает текст стихотворения и предлагает детям изобразить чайник, который злится. Дети надувают щёки, «пыхтят», как чайник, хмурятся, поворачиваются из стороны в сторону.


Чайник

Чайник злится!

Чайник злится! 

Потому что кипятится!

Паром пышет, 

Жаром дышит,

    Ничего вокруг не слышит.

С теми, кто кипит от злости, 

Договариваться бросьте.

Лучше и не подходить,

Чтоб себе не навредить.                                   



·        Выражение страха

Педагог предлагает детям разделиться на две группы – «ляли» и «гули». Под текст стихотворения дети идут с разных сторон друг к другу, останавливаются. Далее по очереди – сначала «ляли», потом «гули» - пугаются: бегут в стороны, приседают, прячут лица в ладонях. Потом дети меняются ролями.


Ляли и гули

Маленькие ляли 

Во дворе гуляли. 

Серенькие гули  

    Зёрнышки клевали

Смотрят ляли – ГУЛИ! –

И вперёд рванули!

Смотрят гули – ЛЯЛИ! –

Да как дёру дали!


·        Развитие выразительности движений

Дети сидят на мягком ковровом покрытии. Педагог предлагает им представить, как будто они только что проснулись и потягиваются – вправо и влево. Тянуться приятно, дети радуются утру, солнышку. 

В конце этюда – встают.


Просыпательная

Прежде чем совсем проснуться,

Так приятно потянуться –

Сильно-сильно,

Сладко-сладко!

До свидания, кроватка!


Для детей 4-5 лет.

·        Тренировка выразительности жестов

Педагог зачитывает стихотворение и предлагает детям представить себя дирижером, который руками показывает оркестру, как ему играть музыку разных темпов – спокойную, быструю, громкую, тихую. К упражнению можно добавлять музыкальное сопровождение.


Дирижёр

Дирижёр

Кистями рук

Рисует

Музыку вокруг!

 

·        Развитие способности выражать своё эмоциональное состояние

Педагог просит детей представить себе, что перед ними – высокая лестница, на которую нужно подняться. Дети «поднимаются» по ступенькам – шагают на месте, высоко поднимают колени. Потом «устают» - изображают усталость, выдыхают, опускают плечи и голову. В конце «собираются с силами» - выпрямляют спину, поднимают голову, продолжают «подниматься по лестнице».


Поднималочка

Раз шажок,

    Два шажок.

    Шёл по лесенке сынок.

    А ступеньки высоки, 

    А шажочки нелегки.

    Раз шажок, 

    Два шажок - 

Утомился мой дружок.

    Постоим, 

    Отдохнём,

    И опять вперёд пойдём.
    

·        Развитие воображения и формирование положительного образа тела.Хочу такой сайт

Дети сидят на мягком ковровом покрытии. Педагог предлагает им представить и показать, как они надевают колготки, а нога их «боится» - «убегает» мелкими шажками вперёд.  Дети «успокаивают» её, поглаживают. Потом они повторяют этюд со второй ногой.

Надеваю колготки

Я свою родную ногу

Отправляю в путь-дорогу. 

А туннель длиннющий – жуть! -                    Вправо-влево не свернуть.

Темноты я не боюсь,

Да и ты, нога, не трусь!

 

·        Формирование умения выражать сопереживание.

Педагог зачитывает текст стихотворения и просит детей представить себе и изобразить его сюжет. Дети показывают, как они утешают и согревают простынку.


Простынка

Всем телом дрожит на ветру простыня.

Как жалобно смотрит она на меня!

Озябла простынкина спинка –

Боюсь, что простынет простынка!

 

·        Формирование целостного положительного образа своего тела

Педагог зачитывает текст стихотворения – первое четверостишие медленно, с паузами, потом быстрее. Дети изображают, что они рисуют себя на своём теле – «прорисовывают» одну руку, потом другую, наклоняются, «рисуют» свои ноги, кругами вокруг головы «рисуют мысли». В конце – гордо стоят, как бы показывают своим видом, какой хороший «рисунок» - то есть они сами – у них получился.


Я рисую человека.

Я рисую человека: 

Руки, ноги, голова…

В голове цветные мысли

И округлые слова.                                         А в груди у человека

Расцветает не спеша,

Как ромашка полевая,

Белоснежная душа!


Для детей 5-7 лет.

·        Выражение уверенности в себе.

Педагог зачитывает текст стихотворения и предлагает детям показать, как они растут, но при этом не поднимать руки и плечи, а только грудную клетку и подбородок. Спина прямая, ноги расставлены, взгляд гордый. Дети оглядываются друг на друга – гордо показывают друг другу, как они выросли.

Я расту

Я расту!

Я расту!

Набираю высоту! 

Папа в росте чемпион,

Но иду я на обгон,

А потом ещё рывок - 

Продырявлю потолок.                                                 Полюбуюсь небом с крыши,

Да как двинусь выше-выше,

Прорасту сквозь облака,

Поднажму ещё слегка,

Дотянусь до самых звёзд –

Вот такой мой полный рост!


 

·        Развитие выразительности мимики и театрализация

Педагог предлагает детям разбиться на пары и изобразить сюжет стихотворения в то время, как он его зачитывает. Один ребёнок изображает невежливого краба, который не здоровается, движется боком с надменно поднятой головой – плечи опущены, подбородок вверх. Второй изображает человека, приветствует краба и удивляется его невежливости, - рот открыт, глаза расширены, руки расставлены.


Невежливый краб

Встретил краба ненароком,

   боком-боком,

Побежал наперерез:                                          боком-боком,

«Здравствуй, краб!» -                                            боком-боком

А краб-то –  

                  боком... боком...

                           И исчез!
                 

·        Развитие воображения и выразительности движений.

Педагог зачитывает текст стихотворения и предлагает детям представить себя его героиней – лужей и изобразить её. 

Дети сначала показывают испуганную лужу – подносят руки к лицу, потом сердитую – грозят пальчиком, а потом совсем рассерженную – указывают пальчиками «Вон!».


О чём кричит лужа на дороге

Люди!

В лужу – ни ногой!

Обходите стороной!

От ноги в глазах круги.                                 Лапы прочь!

И сапоги!

Вон, противные машины,

У меня от вас морщины!

 

·        Обучение навыкам релаксационного дыхания

Педагог медленно читает текст стихотворения. На первые две строки дети делают глубокий вдох, на вторые две строки медленно и с шумом выдыхают «облака в небо». На третьи – вдыхают и на четвёртые – тихо и ровно выдыхают, машут рукой «До свиданья!» Используйте упражнение в конце занятия – как ритуал его завершения.


Осенью

Я по улице шагаю, 

Зябнет голая рука,

Потихоньку выдыхаю

Прямо в небо облака.                                    А над мокрою дорожкой

Лист последний в вышине

Хрупкой маленькой ладошкой –

До свиданья! – машет мне.

        

·        Развитие навыков саморасслабления.

Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить, что сейчас к ним придёт волшебник Сон. Когда волшебник Сон будет спрашивать, спит ли какая-нибудь часть тела, то она сразу начнёт «засыпать» - расслабится. Педагог читает текст стихотворения и между строчками напоминает детям, какую часть тела сейчас нужно расслабить. Например: «Пальцы спят? Все подряд – расслабляем пальчики».


Сногсшибательная засыпательная

- Кто там? / - Это сон. / Сон идёт со всех сторон, / Проверяет, / Проверяет. / С головы до пят, /Проверяет, / Проверяет, / Все ли спят? / - Пальцы спят? / - Все подряд. / - А правая нога? / - Ага-ага! / - А левая ножка? / - Спит немножко! / - А правое колено? / - Несомненно. / - А левая коленка? / - Мале-е-е-нько. / - А правая рука? / - Спит слегка. / -А левая рука? / - Нет пока. / - А голова? / - Уснула едва. / -А как же мысли? / - В воздухе повисли. / - А правое ушко? / - Давит подушку. / - А левое как же? / - Уснёт сейчас же. / -А лоб? / - Почивает. / - А рот? / - Зевает! / - А язычок? / -Молчок. / - А правый глаз? / - Сейчас-сейчас! / - А левый глаз? / - Уснул как раз. / - А брови? / - Наготове! / - Нос спит? / - Давно храпит. / - Спит живот? / - Спит же, вот! / - А спина? / - Спит она. / - Спит ли грудь? / - Никак не уснуть. / - Сердце идёт - / Спать не даёт. / - Сердце в груди, / Тихонько ходи! / - Кто там? / - Это сон. / Сон идёт со всех сторон, / Проверяет, / Проверяет / С головы до пят, / Проверяет, / Проверяет, / Все ли спят?

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».