Всё об агрессии

24.02.2021

Агрессия наших детей.

Детская агрессивность – явление нормальное, связанное с психологическими особенностями каждого возраста. И родителям, для того чтобы агрессивность не стала устойчивой личностной  чертой, следует разбираться в этих особенностях.

В младенчестве дети бьют игрушками своих родителей, отбирают понравившуюся игрушку у другого ребёнка, при этом могут кусаться, толкаться, царапаться, драться. Чем старше они становятся, тем чаще речь и действия могут заменять на угрозы, ругательства, оскорбления либо сопровождать ими свои действия. У одних детей такое поведение возникает чаще, чем у других, и окружающие называют их агрессивными. Хотя при правильной реакции родителей такое поведение может со временем исчезнуть и замениться более приемлемым в обществе. При неправильном отношении агрессивное поведения закрепится и станет характерным для ребёнка, и тогда он вполне оправдает  мнение окружающих о себе как об агрессивном ребёнке.

Причины агрессии. Агрессия – активная форма проявления эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущербу человеку или предмету. Гнев – одна из основных и важнейших эмоций человека. В обычной жизни редко говорят « я гневаюсь», чаще можно услышать «я злюсь», поэтому злость и гнев можно употреблять как синонимы. Итак, агрессии не может быть без эмоции гнева.

Гнев вызывает любое ощущение дискомфорта - голод, усталость, стресс. Человек становится раздражительным, вероятность сорваться на ком-либо возрастает, или, как говорят специалисты, снижается порог гнева. Ограничение физической свободы также является причиной гневной и агрессивной реакции.

Психологическое ограничение, как и физическое, лишает человека свободы действий. Первым психологическим ограничением в жизни ребёнка является «нельзя», которое говорят ему родители при попытках освоить большой и незнакомый мир. Чем старше становятся дети, тем более разнообразными будут эти «нельзя». Родители могут припомнить много ситуаций, когда дети реагировали гневом на различные запреты.

Неправильные, несправедливые действия и поступки окружающих тоже могут стать источником гнева. Но в данном случае большую роль играют не сами поступки, а их интерпретация человеком. Прежде чем на кого-то рассердиться, мы возлагаем на этого человека вину. Если ребёнок в своих неудачах, переживаемых им некомфортных состояниях винит, например, брата, сестру или мать, то его гнев и агрессия будут вызываться ими. Препятствия в достижении цели также могут являться причиной гнева. Если дошкольник занят игрой, вмешательство в эту игру тоже будет воспринято как препятствие, ограничение и вызовет гневную реакцию.

Кроме того, причиной гнева могут быть определённые эмоциональные состояния. Чувство отвращения к себе или другим людям тоже способно вызвать гнев и агрессию. В депрессии печаль часто соседствует с гневом

Почему ребёнок становится агрессивным? Эмоция гнева служит активатором агрессии, но не обязательно приводит к её проявлению. Агрессивное поведение обусловлено целым рядом факторов – культурных, семейных, индивидуальных.

Агрессивные действия наблюдаются уже у маленьких детей, и по мере взросления детей можно отметить устойчивость выраженности агрессивности, т.е. агрессивный ребёнок вырастет агрессивным взрослым. Это позволяет предположить, что уровень агрессивности представляет собой врождённую характеристику человека, которая, имея под собой благодатную социальную почву, становится устойчивой личностной чертой.

Чем старше ребёнок, тем большую роль в его поведении играет среда воспитания: эмоциональные отношения, которые существуют в семье, принятые формы поведения, реакция взрослых на различные действия ребёнка, принципы воспитания. Практика показывает, что социальная среда больше воздействует на формирование агрессивности ребёнка, чем врождённая предрасположенность (возбудимость нервной системы). Данное утверждение подтверждает и следующий факт. Последние исследования в области изучения агрессивности человека показали, что на формирование данной черты влияют 4 момента:

1) негативизм матери (её отчуждённость от ребёнка, постоянная критика, равнодушие);

2) терпимость матери к проявлению агрессивности ребёнка по отношению к другим детям и взрослым (т.е. поощрение такого поведения);

3) суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);

4) индивидуальные особенности темперамента ребёнка (возбудимость и вспыльчивость).

Лишь ¼ от перечисленного  - врождённые особенности. А ¾ - особенности социального окружения ребёнка, в котором основная роль отводится матери.

Помните, что у агрессивных родителей, как правило, вырастают агрессивные дети. Чтобы воспитать желаемое поведение у своих детей, следует разобраться со своим собственным.


Что делать, если ребёнок дерётся? Как вести себя мамам, столкнувшимся с подобными ситуациями? Как воспитать ребёнка, чтобы он не был задирой, делился своими игрушками, но и мог дать сдачи обидчику?

Во-первых, нужно быть готовым к тому, что ребёнок будет осваивать активные, физические способы взаимодействия (толкаться, пинаться, кусаться, драться), и не паниковать, что малыш растёт агрессором.

Во-вторых, необходимо понаблюдать и проанализировать, чем вызвано такое поведение: недостатком любви, вседозволенностью в семье или копированием чужого поведения.

В-третьих, стоит ответить себе честно на вопросы: «А как должен вести себя мой ребёнок в подобных ситуациях?», «Что я сам(а) умею и чему могу научить ребёнка, чтобы он вёл себя соответственно желаемому?»

В-четвёртых, надо принять решение, кто (скорее всего мама), чему (какому поведению) и где (в каких ситуациях) будет обучать ребёнка.

В-пятых, нужно выполнять следующие правила во время обучения:

* находиться рядом с ребёнком, чтобы быстро реагировать на ситуацию;

* стараться предупреждать ситуацию, не ждать, пока ребёнок использует деструктивный способ. При первых признаках агрессии направлять малыша по желаемому пути: отвлечь, предложить другую игрушку, изменить место игры, поменяться с другим ребёнком игрушкой, поиграть вместе с ним, настоять на возвращении отнятого;

* если ребёнок сделал всё правильно, как вы его учили, необходимо его похвалить, обнять, побыть рядом (закрепить новое поведение своим вниманием). Самая лучшая поддержка для малыша – это любовь и внимание мамы.


Должен ли ребёнок уметь драться? Полуторагодовалые и двухлетние дети, играя вместе, отнимают друг у друга игрушки без церемоний. Защищая свою собственность, малыш может побить своего товарища по игре, а иногда может в замешательстве отдать игрушку. Если двухлетний ребёнок отнимает игрушки у других детей, это не значит, что он вырастет агрессивным. Он ещё слишком мал, чтобы считаться с желаниями других людей, он этому ещё только начинает учиться. Но если такое поведение становится привычным, то лучше некоторое время такому ребёнку поиграть со старшими детьми, которые умеют за себя постоять. Если в группе сверстников один ребёнок постоянно обижает другого, лучше их на некоторое время развести. Увидев, что ребёнок со свирепым видом избивает другого ребёнка, причиняет ему боль, взрослые должны незамедлительно увести его и отвлечь, занять его чем-то другим. Часто мамы в подобных ситуациях начинают ругать, стыдить ребёнка, но это редко приносит желаемый результат.

Пока ребёнок находится в возбуждённом, агрессивном состоянии, ему лучше ничего не говорить: ваши слова будут им восприняты как проявление недоброжелательства, он может почувствовать себя всеми преданным, если даже мама не на его стороне. Такие переживания обычно способствуют усилению агрессивности ребёнка. Нужно подождать, пока малыш успокоится, и объяснить на понятном ему языке, что обижать других детей нельзя, что нужно играть вместе и т.п.

Возможно, какое-то время вам будет казаться, что такие разговоры ничего не меняют. Но если ребёнок готов к разговору, то он обычно очень серьёзно относится к словам мамы и постепенно понимает всё, что вы ему говорите о доброжелательности поведения, и малыш начнёт получать удовольствие от того, что он делиться своими игрушками, играет вместе с другими ребятишками.

Для двухлетнего ребёнка защита собственности – нормальное явление. Если же вы будете настаивать, заставлять его отдавать свои игрушки другим детям, как только они потребуют, то это только усилит враждебность ребёнка ко всем людям: ведь они отнимают его сокровища.

Что делать, если малыш кусается? Дети в 2,5 года нередко кусаются. Если это происходит в целях защиты или нападения и изредка, это допустимо, хотя взрослым нужно обучать ребёнка другим формам поведения. Если же ребёнок кусает других детей без видимой на то причины и при этом большую часть времени нервничает, значит с ним что-то неладно. Родителям необходимо установить возможную причину. Может быть, с ребёнком излишне строги дома, его постоянно одёргивают, и он от постоянного контроля находится в нервном напряжении. Или же малыш редко играет с другими детьми и поэтому не имеет навыков общения с ними, воспринимает их враждебно. Может в семье появился новый ребёнок, а первенец ревнует мать к нему и переносит свою недоброжелательность на других детей.

Если родителям сложно разобраться с причинами, следует обратиться к специалисту.

Воспитание у детей доброжелательности просто необходимо. Но для этого надо правильно выбирать момент: ребёнок должен быть в хорошем эмоциональном состоянии, а мама благожелательно настроена на разговор. Если приучать детей систематически делиться вкусным и обмениваться игрушками, то к трём годам они научатся получать удовольствие от совместных игр со сверстниками. Если же и после трёх лет ребёнок ведёт себя агрессивно с детьми и родителями, необходимо выявить причины такого поведения, которые, как правило, лежат внутри семьи: отношения отца и матери, их отношение к ребёнку и т.п. Возможно обращение за помощью к специалисту.

Почему дети ругаются? Когда трёхлетний ребёнок впервые произносит нецензурное слово в присутствии родителей, то последние редко бывают к этому готовы. И от неожиданности первая реакция пап и мам чаще бывает непроизвольная: либо шок, либо смех. И первое, и второе очень радует ребёнка, он в восторге от произведённой реакции. И как бы вы впоследствии ему ни говорили, что ругаться нехорошо, ребёнок еще долго будет стараться вас «порадовать» или впечатлить ругательными словами.

Что же делать родителям в подобных ситуациях? Если просто запретить произносить такие слова и следить за этим дома, то малыш скорее всего будет говорить их на улице. Разумнее будет, если родители смогут сдержать свою первую реакцию на ругательство и скажут ему очень серьёзно, что это плохие слова и многим людям, в том числе и родителям, они очень не нравятся. Дети в этом возрасте ещё не понимают значение нецензурных слов, но уже знают, что они неприличны. Если в семье такие слова не употребляют, то у ребёнка постепенно интерес к ним пропадает. Сложнее, если дома кто-либо ругается. В такой семье, прежде чем требовать от ребёнка не выражаться, следует серьёзно пересмотреть свой лексикон. Иначе ругательства прочно войдут в жизнь вашего малыша.

Ругаться, высказывать своё возмущение ребёнок должен уметь. Но нужно учить его это делать в социально приемлемой форме – без нецензурных и очень грубых выражений.

Прислушайтесь, родители, какими словами вы выражаете своё раздражение, гнев. И если вы не готовы сами что-то изменить, чтоб соответствовать своим же требованиям, то не спешите требовать этого от своего ребёнка.

Динамика проявления агрессивности маленьких детей и основные причины её возникновения.

Ребёнок учится, старается подавлять агрессию. И нужно очень внимательно и бережно относиться к развитию ребёнка. Если только подавлять агрессивность, то она не уйдёт. Будет копиться нервное напряжение, и оно либо разрушающе подействует на здоровье и развитие малыша, либо будет неадекватно выплёскиваться вовне, доставляя беспокойство в первую очередь родителям.

Последовательность изменения агрессивного поведения у маленьких детей.

1. Новорождённый ребёнок, если он голоден, сердится на весь мир.

2. Годовалый малыш, разозлившись на мать, может ударить её.

3. В полтора года ребёнок уже может сдерживать гнев, он «отведёт душу», затопав ногами или упав с криком на пол.

4. Двухлетний малыш не задумываясь ударит по голове лопаткой того, кто отнял у него игрушку.

5. В три года ребёнок уже немного вежливее: он скорее начнёт спорить с «захватчиком», во всяком случае первые несколько минут.

6. Постепенно ребёнок учится переводить свои гневные чувства в игру: «Пиф-паф» - стреляет малыш. Он уже знает, что причинять боль другим людям нельзя, что выразить свои эмоции можно в словах и игре. Это и есть процесс социализации, ребёнок постоянно вписывается в общество. А помогают ему в этом родители.

На формирование агрессивности у ребёнка могут влиять личные особенности мамы и малыша, например несовпадение их темперамента. Замечено, что одни мамы легче управляются с активными детьми, другие – со спокойными. И если маме трудно справиться с активным ребёнком, то , скорее всего, она будет воспринимать его как неуправляемого, непослушного, и это будет раздражать её. И можно предположить, что воспитательные меры будут направлены на сдерживание активности малыша. Мамина борьба с природной данностью ребёнка (активностью) вызовет у него агрессивную реакцию, что приведёт к усилению активности, которая так раздражает маму. Родитель и ребёнок окажутся в замкнутом круге. Постоянное раздражение приведёт, в конце концов, к непринятию ребёнка, к его эмоциональному отторжению, на что малыш будет реагировать очень чувствительно.

Мама, которая считает своего ребёнка медлительным, заторможенным, также будет испытывать по этому поводу раздражение. Это может выразиться в постоянных упрёках и ответной агрессивности малыша.

В обоих случаях несоответствие темпераментов и будет создавать нездоровую атмосферу, которая, возможно, станет причиной развития и закрепления агрессивности ребёнка. В таких ситуациях маме, при помощи других членов семьи, нужно осознать эти различия и учиться понимать своего ребёнка, его особенности, идти на компромиссы, серьёзно относиться к планированию времени.

Агрессивность может стимулироваться ревностью старших детей к младшим. Замечено, что если при рождении ещё одного ребёнка старший не чувствует себя брошенным, если ему уделяется достаточно внимания и он привлекается к заботе о малыше, чувствуя при этом свою значимость, то всё происходит для него безболезненно.

Постоянное третирование ребёнка другим членом семьи  или вне её также может сформировать агрессивную личность. Родителям необходимо установить источник агрессии и принять незамедлительные меры.

Часто папы поощряют агрессивное поведение мальчиков. Как правило, в основе такого сознательного воспитания агрессивности у сына лежит страх отца, что мальчик не вырастет настоящим мужчиной, не сможет постоять за себя. В данном случае требуется небольшой ликбез с папой.

Врождённые качества ребёнка (возбудимость, чувствительность к боли) создают лишь предрасположенность к агрессии. А вот на сколько она реализуется, зависит от ближайшего социального окружения и в первую очередь от мамы.

Малышу нужна любящая и заботливая мать. Заметьте: не «правильная» мама, начитавшаяся умных книжек и в целях воспитания часами не подходящая к плачущему в кроватке ребёнку, а любящая и заботливая, которую Д. В. Винникотт назвал «обычной преданной матерью». Формирует агрессию у ребёнка не шлепок по попе, данный в сердцах мамой, а её отчуждённость, холодность и враждебность к нему.

Обращаясь к мамам, напомним: не так уж много надо вашему малышу, чтобы стать хорошим человеком, - ваша любовь и терпение. Терпение – понимание того, что сейчас происходит с вашим ребёнком и какое значение имеет данный период в его дальнейшей жизни. Агрессивное поведение – это нормальное явление в развитии ребёнка, и есть разные стадии его формирования и проявления. Они могут то затухать, то проявляться с новой силой. Надо относиться к этому без лишней паники и следить за своим поведением, так как пройдёт этот период агрессивности, или задержится и станет личностной чертой вашего ребёнка – зависит только от родителей.

Мамы и папы, использующие агрессивные физические формы наказания (порка, битьё по рукам, лицу, запирание в комнатах), рискуют воспитать агрессивного ребёнка.

Малыш будет агрессивным, если мама поощряет его агрессивное поведение с детьми, в семье, с другими взрослыми.


Игры и занятия с маленьким детьми для снятия агрессии.

1. Сшейте или купите большую мягкую игрушку или просто цилиндрической формы подушку. Придумайте простое имя, удобное для произношения маленьким ребёнком (Бобо, Жужжу).Хочу такой сайт

Когда у малыша появится желание покусаться, потолкаться, стукнуть кого-либо игрушкой, лопаткой, познакомьте его с этой игрушкой и объясните, что папу, маму (и прочих взрослых в доме) бить нельзя (сказать строго и чётко. Для этого есть Бобо (покажите игрушку), который всегда будет рад подраться. Научите ребёнка, как можно драться с этим Бобо, кусать его. Первое время следите, чтобы агрессия ребёнка сразу направлялась на игрушку, а не на людей.

2. Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Летом разрешайте даже очень маленькому ребёнку повозиться в песке (сухом и мокром), в воде. В холодное время года это можно заменить купанием в ванне. Дети постарше (1,5 – 3 года) с удовольствием переливают воду из одной ёмкости в другую. Обеспечьте им условия для этого занятия.

3. Хорошо снимает напряжение лепка из глины и пластилина. Начинайте обучать ребёнка мять в кулачке пластилин или глину как можно раньше. Не бойтесь, что малыш испачкается или весь дом будет в пластилине. Просто будьте рядом и обучайте его с самого начала соблюдению определённых правил лепки (на картонке, в специально отведённом месте и пр.)

4. Подвижные игры. Учите ребёнка снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки и т.п. Дети с удовольствием играют в такие игры со взрослыми. Эти занятия снимают агрессивное поведение и дают положительные эмоции ребёнку.

5. Релаксация, расслабление. После снятия излишней напряженности (подвижная игра) положите ребёнка «поспать», «поплавать на надувном матрасе» - обеспечьте состояние покоя. Пусть это будет всего одну минутку.

6. Можно чередовать движение и покой. Это научит ребёнка произвольно контролировать своё поведение, а значит, и эмоциональное состояние.

7. Рисование красками, лучше пальцами. Хорошо снимает напряжение, создаёт положительный фон. Будьте готовы к тому, что одежду ребёнка придётся стирать. Лучше такие рисунки делать на большом листе бумаги или на старых обоях.

8. Массаж. Перед сном, после купания, сделайте малышу лёгкий массаж спины, ножек, ручек, лица. Если на что-то ребёнок реагирует отрицательно, то не стоит настаивать, делайте то, что ему приятно и, следовательно, позволит расслабиться. При этом рассказывайте о том, что вы делаете, тихим, спокойным голосом. Дети после двух лет с удовольствием соглашаются на массаж.

 

Взрослый говорит слова и в соответствии с ними делает массаж на спине ребёнка.

 

Рельсы, рельсы,         

Шпалы, шпалы…        

Ехал поезд запоздалый.

Из последнего вагона 

Вдруг посыпался горох.       

Пришли куры,                          

Поклевали, поклевали…      

Пришли утки,                  

Пощипали, пощипали…

Пришёл слон,                         

Потоптался, потоптался…

Пришёл слонёнок,                   

Потоптался, потоптался.

Пришла слониха,                     

Потопталась, потопталась…

Пришёл дворник,                     

Всё подмёл.

Поставил стол,                         

Поставил стул.                          

Начал писать письмо:               

«Здравствуй, дорогая дочка.    

Я купил тебе щеночка.              

Приезжай скорее, дочка,          

Забирай себе щеночка».

Запечатал письмо                      

        И отправил его.                        


Дошкольное детство от 4 до 6 лет. Особенности проявления агрессии.

Дошкольный возраст – это довольно насыщенный период в жизни каждого человека. Это период пробуждения и расцвета познавательных, творческих и эмоциональных способностей ребёнка. В этом возрасте малыш настолько быстро развивается, что каждый день он может быть новым, необычным, совершенно непредсказуемым в своём поведении. Часто именно в этом возрасте от родителей можно услышать такие высказывания о своём ребёнке: «У меня был замечательный малыш: тихий, скромный, никогда не задирался, дружил с ребятами. А сейчас его как будто подменили. Дома не слушается, из детского сада одни жалобы. Дерётся, дразниться, воспитателей не слушается, грубит. А иногда ни с того ни с сего расплачется – не остановить!» Подобные жалобы родителей дошкольников имеют под собой конкретное основание. Дело в том, что в дошкольном возрасте с большой силой заявляют о себе новые потребности.

1. «Он слишком подвижный».

В первую очередь – это потребность в движениях. Быстрый физический рост и расширение репертуара движений приводят к тому, что ребёнок становится очень активным, любит подвижные игры, танцы под ритмичную музыку. Про такого ребёнка (проживающего период повышенной двигательной активности) приходится слышать: «Он стал неуправляемым! Его не остановить! Кажется, он готов «стоять на ушах» двадцать четыре часа в сутки!»

Родителям и воспитателю приходится насильно ограничивать двигательную активность ребёнка. А его реакция на любое ограничение – гнев, который находит выход через агрессивное поведение. Агрессивное поведение выражается в конфликтности ребёнка со взрослыми: вспышки раздражения, протест, неподчинение.

Как же быть родителям в такой ситуации?

Для начала просто необходимо понять и принять то, что возросшая двигательная активность вашего ребёнка – это всего лишь период в его жизни. Обычный, нормальный период, подобный периодам «ползания на четвереньках», «обучения ходьбе» и т.п. Это период проходящий, но он необходим каждому ребёнку, чтобы изучить, освоить новые возможности своего тела.

Вам не нравится, что ребёнок сильно шумит, громко кричит, носится по комнате и всё переворачивает вверх дном? Причём делает это постоянно и не хочет заниматься ничем другим? Наберитесь терпения, постарайтесь в данный конкретный момент не тормозить эту двигательную активность, а спокойно дождаться, когда ребёнку самому надоест беситься. А затем, в «спокойный» период, когда вы и ваш ребёнок будете настроены на общение друг с другом, заключите совместный договор по поводу будущих вспышек двигательной активности. Этот договор может звучать, например, так: «Давай договоримся, что сейчас, в течение пятнадцати минут, ты можешь делать в этой комнате всё, что тебе хочется (кричать, валяться, бегать, топать), но потом ты сам всё уберёшь за собой, мы с тобой сядем вместе и почитаем. Договорились?»

Важно, чтобы о вашем договоре знали и другие члены семьи. Это необходимо для того, чтобы они случайно не нарушили установленный договор, начав ругать ребёнка за шум. Желательно, чтобы после периода такой двигательной активности следовал период спокойной деятельности, например, чтение, конструирование, рисование. Хорошо, если вы займётесь этим вместе, тогда ребёнок поймёт, что вы не в обиде на него за шум и возню и готовы к общению.

2. «Он хочет быть самостоятельным».

Следующая потребность, которая с новой силой заявляет о себе в этом возрасте, - это потребность в самостоятельности, желание быть взрослым, независимым, всё делать самому. Здесь вспышки агрессии – это чаще всего протест против помощи родителей в каком-либо деле, неприятие родительской опеки вообще. Иногда вспышки раздражения, гнев, швыряние вещей, истерики бывают у детей в тех семьях, где родители заставляют ребёнка что-то делать, считая эти действия необходимыми. Причём этих принуждений бывает так много, что ребёнок начинает открыто протестовать против них.

В таких ситуациях родители должны помнить, что повышение голоса, дальнейшее принуждение к действию («Ты всё равно сделаешь так, как хочу я») – это самые неэффективные способы преодоления агрессивного поведения.

Если реакция агрессии началась, необходимо дать ребёнку возможность выплеснуть её. Но не на вас, а на другие объекты. Вы можете предложить ребёнку, например, разорвать на мелкие кусочки газету, поколотить огромную подушку, лёжа на спине, одновременно бить по ковру руками и ногами, крича при этом: «Нет, нет, нет!», нарисовать свою обиду и разорвать рисунок. И только когда ребёнок успокоится, обсудите с ним различные альтернативы выполнения вашего требования и договоритесь о возможном наказании за подобные истерики. Пусть он сам предложит вам вариант наказания, и вы примете решение вместе. Зная о реальных последствиях истерик, о наказании, которое заранее обговорено, в будущем ребёнок сам будет удерживаться от истерических реакций (при условии, что истерика – не единственный способ привлечь к себе ваше внимание).

3. «Он хочет общаться со сверстниками».

Ещё одна яркая потребность, заявляющая о себе в дошкольном возрасте, - потребность в общении со сверстниками. Сама потребность общаться включает в себя:

·       Желание вступить в контакт;

·      Умение организовать общение (умение слушать, сопереживать, разрешать конфликтные ситуации);

·       Знание норм и правил общения.

Если эти способности не сформированы, если ребёнок не обучен адекватным средствам общения, а желание занимать в группе сверстников лидерские позиции в этом возрасте велико, то он часто кулаками стремится приобрести популярность в своей группе. Для родителей важно определить причину агрессивности ребёнка (а здесь причина желание быть принятым, быть лидером в группе) и обучить его другим способам завоевания авторитета в глазах сверстников, научить его позитивно общаться.

В любом случае, если агрессия проявляется так или иначе в поведении вашего ребёнка, то, какова бы ни была её причина (явная или скрытая), родителям необходимо на личном примере показать своему ребёнку эффективное поведение: умение управлять своей агрессией, выражать её в допустимой форме. Необходимо, чтобы ваш ребёнок чувствовал, что вы его любите, цените его, принимаете его таким, какой он есть. Тогда вместе вам  будет легче справиться с любым нежелательным поведением.

    

Использованная литература.

1. Истратова О.Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. …канд. психол. наук – Таганрог, 1998.

2. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Научно-методические рекомендации/ под ред. Н.М. Платоновой. – СПб., 2003.

3. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Лайнер, 1997.

4. Хузеева Г.Р. Психологические особенности агрессивных дошкольников: Дис. … канд. психол. наук. – М., 2002.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».