ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
09.11.2020
Работаем с логопедом. Автоматизация звука.
19.01.2021
Уважаемые родители!
Здравствуйте!
Если ребёнок говорит «Сапка», называя головной убор, это
значит, что он не произносит звук Ш.
Для правильного произношения этого звука, необходим определённый артикуляционный уклад – язык поднимаем за верхние зубки «Чашечкой» и направляем воздушную струю на передний край языка.
Самостоятельно или с
помощью логопеда ребёнок учится удерживать язык в этом положении и правильно
произносить звук Ш.
Далее
проводится работа по автоматизации поставленного звука.
Автоматизация – это умение пользоваться правильно произносимым звуком во всех словах, словосочетаниях и предложениях. Умение вспомнить, что должен сделать язык, понимать, в каком месте в слове нужно выполнить эти действия и выполнять их.
Некоторые дети в короткий срок запоминают правильно звучащий звук и быстро начинают пользоваться им в речи.
Но большинство, всё же, так и не произносят его правильно в речи самостоятельно.
Со взрослыми - «Шапка», а без напоминания – всё та же «Сапка».
В этом случае требуется более длительная работа по
автоматизации звука – приучению пользоваться правильным его звучанием в речи всегда.
(Материал для автоматизации подбирается по
определённой системе: от лёгких в
произношении слов (звук звучит в ударном слоге), к более сложным (звук стоит в
безударном слоге или при стечении с другими согласными звуками).
Автоматизация - запоминание правильно звучащего
звука - подразумевает многократное повторение каждого слова, его формы и повторение
слова с «нужным» звуком в предложениях, стихотворениях и чистоговорках.
Для лучшего запоминания рекомендуется:
- произнести слово;
- объяснить его значение;
- придумать со словом предложение;
- повторить слова через некоторое время.
Важным моментом является обязательная работа со звуком и словами дома, закрепление материала родителями.
Если контроль над произношением ведётся только в детском саду, а дома всех устраивает слово «Сапка», то ребёнок так и будет произносить шипящие звуки неправильно.
Повторять материал можно в течение 5-10 минут по рекомендациям в тетради, или при каком-нибудь совместном деле – во время приготовления ужина или по дороге домой из детского сада. Главное, с пониманием необходимости этой работы и обязательным запоминанием этих слов.
Например. Запоминанием правильно звучащий звук: Ш - учимся держать язык в «чашечке».
Произносим
несколько раз Ш – Ш – Ш – Ш – Ш.
Затем в слогах: АШ – АШ – АШ – АШ
Далее слова: ВАШ, НАШ, ЭТАШ, БАГАШ, КАРАНДАШ,
ЭКИПАШ, ГАРАШ. Повторяем слова несколько раз. (Напоминаю, мы произносим звуки,
в конце слов звонкие оглушаются: пишем гараЖ, а произноисм гараШ)
Далее простые предложения с этими словами: Это
гараШ. Там гараШ. НаШ гараШ. ВаШ гараШ. ГараШ ваШ. ГараШ наш. ЭкипаШ. Летит
экипаШ. ЭкипаШ летит. Это этаШ. ВаШ этаШ. НаШ этаШ. ЭтаШ наШ. И т.д.
Повторяем много раз. Проверяем и вечером и«завтра» и в выходные.
Если ребёнок по картинкам или на слух в речи снова говорит ваС, а не ваШ, то ещё произносим и слова и предложения.
Работаем много, пока не запомнит.
Желаем успехов и чистого произношения!