Мы дома не скучаем, мы пальцы развиваем!
17.04.2020
Мы дома не скучаем, мы пальцы развиваем!
Мелкая
моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с
овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности,
письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и
тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим
его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая
необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук.
Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет
эти движения движениями всей руки от плеча! Какие же упражнения помогут ребенку
усовершенствовать свои навыки?
1. Пальчиковая
гимнастика.
«Пальчиковые
игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи
пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям
ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.
Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец
отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для
каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и
растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой.
Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.
Чтобы
мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от
ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными
движениями запястья.
Вот
примеры некоторых гимнастик, они не
сложные и будут интересны детям 2-3 лет.
***
В
лесу стоит из бревен дом, (руки над головой в виде крыши)
Одно
окошко в доме том. (одна рука под лицом, вторая параллельно над головой)
Все
в доме тихо и темно.
А
Катя долго кулачком – (стучим правым кулаком по левой ладошке)
Тук-тук,
тук-тук – стучится в дом.
В
дверь выглянул какой-то зверь, (приставляем ушки-ладошки к голове)
Сказав
«гав-гав», захлопнул дверь.
А
Катя долго кулачком – (стучим правым кулаком по левой ладошке)
Тук-тук,
тук-тук – стучится в дом.
В
дверь выглянул какой-то зверь, (приставляем рожки-пальчики к голове)
Сказав
«му-му», захлопнул дверь.
Пошла
Катя дверь закрыть (хлопок ладошками)
Чтобы
зверей не разбудить, (приставляем палец к губам «тс-с-с»)
Потом
зашла к себе домой (шагаем указательным и средним пальцем по ладошке второй
руки)
Спать
на перине пуховой (руки кладем под голову, «спим»)
***
Кто
живет под потолком? (руки поднимаем над головой, образуя «крышу»)
—
Гном.
У
него есть борода? (гладим подбородок)
- Да. (киваем головой)
И
манишка, и жилет? (руки скрещиваем на груди, затем сжимаем в кулачки и от плеч
опускаем вниз)
—
Нет. (мотаем головой)
Как
встает он по утрам? (разводим руки в стороны — потягиваемся)
—
Сам. (руки прислоняются к груди)
Кто
с ним утром кофе пьет? (пальцы правой руки соединяем в щепотку, руку подносим
ко рту как чашку)
—
Кот. (приставляем руки к голове как ушки, ладошки слегка округлены)
И
давно он там живет?
- Год. (показываем указательные палец)
Кто
с ним бегает вдоль крыш? (ладонями обеих рук стучим себе по коленям)
—
Мышь.
Ну,
а как его зовут? (руки разводим в стороны и трясем ими, как бы требуя ответа)
—
Скрут.
Он
капризничает, да?
—
Ни-ког-да! (мотаем головой)
***
Вот
это – мой зонтик, я в дождь хожу с ним. (поднимаем правую руку над головой, чуть
сгибаем)
Пусть
дождь барабанит – останусь сухим. («барабаним» пальцами левой руки по
«зонтику»)
А
вот моя книжка, могу почитать, (прижимаем ладони друг к другу)
Могу
вам картиночки в ней показать. (раскрываем ладони «книжечкой»)
Вот
это мой мяч, (показываем кулачок)
очень
ловкий, смешной. (вращаем кулачком в области запястья)
Его
я бросаю над головой. (левую ладонь ставим перед грудью, правый кулачок
«совершает прыжки» от левой ладони выше головы)
А
вот мой котенок, я глажу его, (изображаем, как держим на руках котенка)
Мурлычет
он так для меня одного. (гладим одну руку другой)
***
Мы
платочек постираем (изображаем, что стираем платочек)
Вот
так, вот так.
А
потом повыжимаем (изображаем, что выжимаем платочек)
Вот
так, вот так.
А
теперь платок погладим (делаем рукой движения, как будто гладим платочек
утюгом)
Вот
так, вот так.
А
теперь платком помашем (машем платочком над головой)
Вот
так, вот так.
А
теперь с платком попляшем (кружимся с платочком)
Вот
так, вот так.
***
Целый
день тук да тук, (стучим кулачками друг об друга как молоточками)
Раздается
звонкий стук.
Молоточки
стучат –
Строим
домик для мышат.
Вот
с такой крышей, (соединяем руки над головой)
Вот
с такими стенами, (прямые ладошки соединены боковыми сторонами)
Вот
с таким окошком (одна рука снизу головы, другая параллельно ей сверху головы)
И
вот с такой дверью. (ладошки соединены перед грудью, они раскрываются и снова
соединяются)
И
еще много таких веселых и развивающих гимнастик, в интернете их много.
Игры с крупой, бусинками, пуговицами.
Наверняка у вас дома есть
разнообразные шнурки, нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки
и макароны, сушки и т. п. Если дома много разноцветных пуговиц, то можно
нанизывать их по схеме (схему рисует родитель, н-р:красный-красный-синий-белый
и т.д.)
3. Песочная терапия
(можно взять манную крупу)
Найдите большую коробку,
заполните ее наполовину манкой Покажите ребенку мелкую игрушку, которую вы
запрячете в крупу и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно можно
увеличивать количество запрятанных игрушек.
Лепка
из пластилина, глины и соленого теста.
Лепить из пластилина или
из другого материала дети любят. Только перед работой пластилином разогрейте его,
чтобы он был мягче.
Рисование,
раскрашивание.
Раскрашивание - один из
самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться
средством развития согласованных действий зрительного и двигательного
анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить
детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов,
равномерно нанося нужный цвет
Ссылка (раскраска к
празднику Пасхи)
http://detskie-raskraski.ru/raskraski-na-prazdniki/raskraska-pasha
Штриховка.
Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму.
Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии.
Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании
почерка.
Ссылка (разные штриховки)