Мы идём в детский сад.
15.05.2019
«Мы идем в детский сад»
«Для успеха в жизни умение обращаться с
людьми
гораздо важнее обладания талантом».
Джон Леббок
Адаптация к детскому саду…
Что
еще можно добавить по теме, о которой так много сказано? Однако, разговор об
адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения в начале каждого учебного
года остается одним из самых актуальных и важных для родителей. Поэтому
прислушаемся к народной мудрости «Повторение – мать учения» и рассмотрим данную
проблему еще раз.
Что
дает ребенку посещение детского сада?
Во-первых, детский сад создает условия для социализации ребенка. Социализация —
это вхождение ребенка в новую социальную общность, освоение им новых ценностей
и отношений.
Известный
психолог М.Е. Ланцбург пишет: «Помощь ребенку в социализации (построении
контактов с миром людей, не включенных в его семью) является важнейшей задачей
воспитания, не менее значимой, чем забота о его защите, питании и эмоциональном
благополучии».

Детский сад —
это учреждение, где ребенок осваивает определенные социальные правила: он
учится вести себя на занятии, в игре, на площадке.
И, если дома мы
часто подстраиваемся под ребенка, то здесь он сталкивается с необходимостью
соблюдать общие нормы. Группа детского сада — это живой коллектив. В нем дети
учатся строить отношения друг с другом: проявлять инициативу, настаивать на
своем, уступать, договариваться и делиться.
Этому трудно, почти
невозможно, научиться в школе развития, кружке. Если ребенок ходит на
дополнительные занятия, в секции и т. д., то во время занятия он, как правило,
занимается своим делом под руководством педагога, с другими детьми он практически
не общается.
А сразу после занятия
детей разбирают родители, и ребенок не сталкивается с необходимостью налаживать
отношения с другими детьми.
В группе детского сада дети
очень разные, и для малыша это хорошо и полезно. Сразу видно, что один ребенок
любит играть в тихие игры, а другой — заводила и выдумщик. В детском саду
ребенок учится общаться в детском коллективе, и это один из самых важных
навыков для его дальнейшей жизни.

В детском саду ребенок
учится понимать других людей. Швейцарский психолог Жан Пиаже, изучая мышление
ребенка-дошкольника, ввел в психологию понятие «эгоцентризм». Эгоцентризм
детского мышления означает: мир таков, каким я его вижу, моя точка зрения на
мир совершенно правильная. Для маленького ребенка мир вращается вокруг него,
его точка зрения на мир единственно верная. В дошкольном возрасте начинается
преодоление эгоцентризма и формируется, так называемая, децентрация.
Смысл децентрации в
том, чтобы понять: мой взгляд на мир субъективен, на каждую ситуацию можно
посмотреть с различных точек зрения. Если я
закрыл глаза и мне темно, это совершенно не означает, что так же темно всем
окружающим.
Пиаже считал, что важнейшая роль
в преодолении эгоцентризма принадлежит взаимодействию со сверстниками.
Наконец, дошкольный коллектив
помогает развитию самостоятельности. Дома мы много помогаем ребенку, особенно,
если он у нас один. В саду он учится сам справляться с повседневными делами.
Адаптация – это способность
организма приспосабливаться к новым или изменяющимся условиям окружающей среды.
Одной из задач адаптации, наряду
с установлением новых социальных связей, является приобретение опыта временного
расставания, как ребёнком, так и родителями.
Существует ряд факторов,
способствующих успешной адаптации.
Это и стабильное состояние
здоровья, соответствующее возрасту развитие речи, мышления, навыков опрятности
и самообслуживания, игровых навыков, потребность и умение устанавливать
контакты с взрослыми и сверстниками.
Отсутствие или несформированность
данных умений и навыков не позволяют детям легко адаптироваться к условиям
детского сада.
Но можно привести примеры, когда
основным препятствием к успешной адаптации ребенка становится эмоциональное
состояние родителей, чаще матери.

На процесс адаптации влияет отношение
матери к детскому саду (степень доверия, причина, побудившая воспользоваться
услугами ДОУ, собственный детский опыт посещения сада):
·
кто-то испытывает постоянные сомнения, стоит ли вообще отдавать
ребенка в садик;
·
кто-то, испытывая неуверенность в собственной родительской
компетентности, мучается чувством вины, оставляя ребенка в группе;
·
кто-то подозревает сотрудников детского сада во всех «смертных
грехах», не доверяет им;
·
кто-то ревнует ребенка к появлению еще одного значимого человека
в его жизни, тревожится осознанием того, что родители перестают быть
«единственным и непререкаемым авторитетом».
Причинами такого отношения могут
стать собственные страхи:
- боязнь разлуки с малышом;
- собственный детский опыт посещения ДОУ;
- изменения, которых мама опасается или стремится избежать др.

Что можно посоветовать родителям,
для которых процесс адаптации ребенка к саду сопровождается повышенным уровнем
тревоги и сомнениями?
Сначала нужно проанализировать свое персональное, личное
отношение к детскому саду.
Для этого можно продолжить предложение
«Мой ребенок идет в садик, и это значит…» или «Матери, которые отдают детей в
детский сад…», а затем записать все мысли и убеждения, которые всплывают по
поводу детского сада, матерей, отдающих туда своих детей, и пр.
Не стоит сразу анализировать эти мысли,
а просто сформулировать то, о чем родители, в частности, мама, возможно,
никогда не задумывались.
Список пополнять постепенно, по мере
того, как те или иные мысли будут приходить в голову. Вероятно, какие-то
идеи будут противоречить друг другу. Скажем, в списке могут появиться как
убеждения типа «сад необходим для каждого ребенка», так и мысли, вроде,
«ребенку нужна только мама, а детский сад приносит вред».
Когда список будет готов, медленно и
вдумчиво прочитайте каждое утверждение вслух и прислушайтесь к своим переживаниям.
Затем подумайте, откуда почерпнуто это утверждение.
Если возникает желание начать кому-то
объяснять или доказывать, почему это так, попробуйте разобраться, с кем ведется
воображаемый диалог.
Вполне вероятно, что на этом этапе
обнаружатся какие-то определённые утверждения, четко связанные с тем или иным
человеком.
Например, о вреде сада активно толкует
бабушка, которая с удовольствием сидит с внуком и никому не желает уступить эту
роль. Или мама когда-то прочитала статью, автор которой утверждал, что каждый
ребенок, непременно, должен ходить в детский сад. Или же на детской площадке
другая мама говорила, что не собирается отдавать своего любимого малыша в
это «кошмарное
казенное учреждение», и это вызывает сейчас чувство
вины перед ребенком, которого вы отдаете в садик. Подобные размышления помогают
отделить собственные установки по поводу детского сада от чужих, кем-то
навязанных.

Найдите свой персональный ответ на
вопрос: «Зачем я отдаю своего ребенка в сад?» Необходимо, чтобы в этом ответе
был смысл, который для родителя значим. Например: «Мой ребенок пойдет в
сад, потому что мне нужно выйти на работу», или «Мой ребенок ходит в сад, чтобы
научиться общаться с другими детьми». Или: «Я вожу ребенка в сад, чтобы
обеспечить ему максимум условий для развития», т. д.
Разобравшись со смыслом посещения
садика, задумайтесь о собственных
страхах: чего же именно боитесь вы, родители?
Может оказаться, что конкретных страхов
у вас нет, а тревожит сама ситуация. Может быть, есть какие-то конкретные
опасения: он не поест, его обидят, воспитательница его накажет и так далее.
Если таковые имеются, обдумайте возможные способы выхода. Воспитательница
накажет — можно поговорить с ней заранее, наказывают ли в саду и как, спросить
других родителей, наказывали ли их детей, играть в сад с ребенком. И так далее.
Если вы все это проделали, но все равно мысли
о детском садике вызывают сомнения и тревогу, это может быть вызвано одной из
трех причин:
- во-первых, эти переживания могут быть связаны с собственным
детским опытом родителя. У многих из нас есть воспоминания о детском саде, и
далеко не всегда приятные. Эти переживания остаются с нами надолго, порой на
всю жизнь. И когда наши собственные дети начинают ходить в сад, в нас оживают
старые печали, обиды и травмы.
Складывается парадоксальная ситуация.
Вроде бы мы отдаем в детский сад своего собственного ребенка, но заботимся
совсем не о нем. Мы хотим позаботиться о своем Внутреннем Ребенке — о том
малыше, которым мы когда-то были.

Если, думая про детский
сад, родители часто вспоминают собственное детство, если все садовские ситуации
примеряются на себя, — скорее всего, это именно тот случай.
Как же выходить из этой
ситуации?
Прежде всего, родителю
важно осознать, что происходит, а затем помочь удержаться во взрослой позиции,
не сваливаясь в детские травмы: ваш ребенок - не вы, он – другой, со
своим характером, своим жизненным опытом, растущий в других социальных
условиях.
Попробуйте сравнить садик, в который
ходит или собирается пойти ваш малыш, с тем садиком, куда вы ходили в детстве.
Может быть, там пахло подгоревшей кашей, воспитатели кричали на детей, нужно
было носить «противные» чешки. А садик, в который ходит ребенок сегодня, может
оказаться совсем другим.
В некоторых случаях помогает мысленный
разговор со своим Внутренним Ребенком.
Представьте себе малыша, которым вы
были когда-то. Тогда вы не могли справиться с возникшими трудностями, но теперь
вы взрослый человек и можете помочь.
Скажите тому малышу, которым вы были
когда-то, что вы любите его и всегда будете рядом. Обнимите его. Подумайте, что
вы можете сделать, чтобы порадовать своего Внутреннего Ребенка.
Вспомните какой-то эпизод из вашего
собственного детства, связанный с детским садиком. Если их несколько, выберите
тот, который первым приходит на ум, или же тот, с которым связаны самые сильные
эмоции. Подумайте, к каким выводам или умозаключениям вы пришли. Может быть, вы
подумали: «Когда я вырасту, я никогда в жизни не поведу своих детей в сад!» или
же «Сад — это место, где тебя могут обидеть».
Поразмышляйте над этим выводом. Это
мысли маленького ребенка, которым когда-то были вы, которому когда-то было
грустно или одиноко, и у которого не было такого жизненного опыта, каким
вы обладаете сегодня. Подумайте, как можно переформулировать этот вывод.

Во-вторых, мы сами можем, более или
менее осознанно, бояться разлуки с малышом. Многие мамы первые несколько лет
жизни ребенка находятся в изоляции: у них резко сокращается круг общения, вся
их жизнь организована вокруг ребенка. Возможно, с его поступлением в сад в ее
жизни образуется пустота.
Теперь наступило время вспомнить, что
она не только мама. Даже, если она не собирается выходить на работу, период
изоляции важно завершить.
Как и что можно сделать в этом случае?
Важно постепенно расширять круг своего
общения и выходить из изоляции. Вспомните, чем вы занималась до рождения
ребенка: возможно, к каким-то занятиям хотелось бы вернуться? Также можно
подумать, с кем из друзей и родственников вы мало общались последнее время, и
какие контакты хотелось бы возобновить.

Очень хорошим вариантом выхода из
изоляции может стать общение с другими мамами, имеющими детей примерно того же
возраста. Сейчас очень распространены различные группы, где проводятся
параллельные занятия для мам и малышей, либо можно заниматься вместе с
ребенком. Это вполне может быть йога, рисование, слушание музыки — что угодно,
что приносит радость. Даже просто компанией ходить гулять со своими детьми.
Заранее подумайте, что вы будет
делать, когда отведет малыша в сад.
Хотя бы на первое время составьте
список дел, которые вы сможете сделать, пока ребенок находится в садике.
Постарайтесь включить туда не просто повседневные хлопоты (например, пока он
будет в саду, вы сможете без помех организовать генеральную уборку), но и
какие-то приятные для себя вещи. Может быть, с другой мамой вы, наконец,
сходите в кафе?

В-третьих, для некоторых
родителей поступление ребенка в сад может быть связано с какими-то
другими изменениями,
которых они опасаются или стремятся избежать.
Бывают ситуации, когда мама
испытывает сильный страх при мысли о необходимости снова выйти на работу. За
три года в ее профессии появилось много нового, она совершенно отвыкла от
офисного графика, старый офисный гардероб ей больше не подходит по размеру. Да
и вообще, она бы предпочла работать неполный день.
Тогда любые сложности ребенка в период
адаптации будут укреплять маму в ее убежденности в том, что ребенок
«несадовский»: без желания утром идет в садик, плохо привыкает, много болеет,
не складываются его отношения с воспитателем и детьми в группе, т. д.
Необходимость остаться дома с
«несадовским» ребенком дает маме возможность отложить неприятное решение
на неопределенное время.
Порой осознание такого противоречия,
внутреннего конфликта само по себе помогает сделать шаг в ту или иную сторону.
Период адаптации к садику проходят не
только дети, но и родители, поэтому членам семьи важно отслеживать свои
чувства, осознавать их природу. Чем спокойнее мама, тем спокойнее малыш, тем
легче будет проходить адаптация для вас обоих.

Литература:
1. Авдеева Н. Н. «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению:
влияние матери», «Современное дошкольное образование. Теория и практика»,
№ 2, 2013
2. Чибисова М. «Мы идем в детский сад…», «Школьный психолог»,
№ 9 -10, 2017
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.05.2019
Дата обновления: 15.05.2019
Дата публикации: 15.05.2019