Не разговаривают. Что делать.
18.03.2022
Известно,
что прежде чем начать логопедическую работу по исправлению речевых нарушений,
логопед проводит обследование речи. Выясняется состояние звукопроизношения,
словарного запаса и умение строить связные высказывания, грамматически и
лексически правильно оформленные.
Всё чаще
приходится слышать, что дети сейчас другие. Логопедическое обследование
подтверждает этот факт. И даже не количество нарушенных звуков тревожит
родителей и специалистов (а их, этих звуков, очень много). Дети не умеют строить
предложения, не умеют оформлять свои мысли в слова. Они недоговаривают
предложения или отвечают на вопрос одним словом.
- Мне шапку…
- (Помогите мне надеть и завязать шапку).
- Я письмо…
- (Я несу письмо воспитателю).
- Он
машинку… (Дима забрал у меня машинку, а я играл).
- А
карандаш… (Где взять карандаш?)
Дети не
могут выделить определительное значение слова. Ручка – это предмет, которым
пишут. Стол – это предмет мебели. Дождь
– жидкие осадки, выпадающие из облаков. А проще, по детски - это явление в
природе, когда с неба из облаков падают капли воды.
Ручка – это
которая написать надо.
Инструменты
– это чтобы колотить чё то.
ЩегоЛ –
это.. типа как фингал под глазом. Стол –
это.. который мы кушаем
А многие не
знают и не понимают назначение предмета, для чего он предназначен. Не называют
по картинке дерево берёзу, но припоминают, что видели это в майнкрафте: «А! Я
видел… Там есть берёза, только другая». Не знают значение таких слов, как «сито»,
«скалка», «блузка». И более сложных
«лопасть», «стержень», «рукоятка», «кузнец», «роса».
Не могут
произнести понятно слова, пропускают или заменяют звуки и слоги. Слова
«сжимают» по слоговой структуре и укорачивают, не договаривают окончания. Не
произносят предлоги в предложениях.
Фас – сейчас, стира – вчера
Рассказывая
что-то, часто произносят слова: «кстати», «это», «так», «ну».
Не могут
последовательно объяснить, что с ними произошло при ссоре или в ярком событии,
например при праздновании дня рождения.
Не знают
литературных персонажей: доброго и дружелюбного Леопольда, весёлого и открытого
Буратино (…О! Это чё за урод), а значит, не знают их характеров, поступков и,
следовательно, не имеют теоретических знаний для своей школы общения. Не умеют
составить пересказ сказки или рассказа.
Знают новых
героев компьютерных игр Хаги-Ваги и его подружку, поезд-монстр, Сиреноголовый. (Буратино
– это чё за урод?)
Дети с
трудом устанавливают причинно-следственные связи и по картинкам и в своей
жизни.
Обозначив
эти трудности в речевом развитии и общении детей, важно определить пути решения
столь важного вопроса. Найти возможности взаимодействия специалистов,
воспитателей и родителей, с целью решения этих наиважнейших вопросов.
Можно
говорить о том, что дети сейчас другие и родители тоже, можно ругать и
маленьких и больших. Но если только говорить и ничего не делать, то это только
усугубит происходящее. В дошкольном возрасте ещё не столько бед, сколько их
проявится в период начальной школы и подростковом возрасте.
Это и
проблемы с письменной речью и с устным рассказом и пересказом, и проблемы с
общением в семье, со сверстниками и учителями, и даже с желанием идти в школу.
И грядущая, очень актуальная в современном мире – зависимость от гаджетов. По рассказам
воспитателей и родителей она сформировалась уже у некоторых дошкольников. В
школе с этим состоянием у учеников справиться без специалистов – психологов,
психиатров и консультантов по зависимости уже не получается.
Решение проблемы.
Обозначить
её для родителей. Молодых родителей, в семьях, которые ещё нет детей школьного возраста, и кто не сталкивался с проблемами гаджетной
зависимости: с жалобами учителей о том, что ребёнка невозможно включить в
материал урока, что ни о чём, кроме как об игре ребёнок думать не может. Этих
детей невозможно упросить или заставить делать домашние задания. У них нет
мотивации к учёбе, нет переживаний за несделанные важные дела, нет
ответственности за свои поступки. Их мозг научился получать гормон
удовлетворённости - дофамин - из гаджета.
Нужно
постараться уберечь ребёнка от этой зависимости уже сейчас, в дошкольном
возрасте.
Что делают
родители? - И сами сидят в соцсетях и
ребёнка отдают на воспитание гаджетной няньке – планшету, колонке-алисе,
телефону или телевизору. Так очень удобно – тебя не трогают, не нужно напрягать
свой мозг, не нужно разговаривать и объяснять.
Говорят с детьми раздражённым тоном, ругают их
за промахи. Не дают бытовых знаний – как приготовить салат, кашу или компот, а
значит, у детей нет словарного запаса по этой теме – промыть, заправить,
закипела, крупа и тд. Не формируются знания о последовательности действий и
понимания, что из чего вытекает. Не прививают навыков аккуратности и
самостоятельности – дети не складывают свою одежду, не чистят и не убирают
обувь после прогулки, не простирывают руками бельё и носочки, не моют посуду,
не вытирают со стола. Не формируется качество завершения начатого дела. У детей
нет возможности развивать мелкую моторику и умение прилагать усилия,
контролировать волю и устанавливать причинно-следственные связи:
- «Я сегодня
постираю свои носочки, а завтра они будут сухие и чистые. При этом я пойму и
прочувствую, что мама заботится и трудится. Я помогла! Ей будет легче». И очень
важно, что при этом тренируются мышцы пальцев и кистей рук. А значит, ребёнок в
школе сможет твёрдо держать ручку и карандаш. А значит, и почерк будет красивым
и понятным».
- «Я сегодня просушу и почищу обувь, сразу же,
как вернусь с прогулки, а завтра утром красивая пойду в детский сад в чистой и
сухой обуви, и вовремя».
-«Я сегодня накормлю папу салатом, а «завтра» вырасту
и смогу накормить и мужа, и научусь заботиться о близком человеке, а значит,
смогу сберечь свою семью»
Что
делать родителям, чтобы отношения с детьми были позитивными, основанными на
добром взаимодействии, чтобы в семье рос успешный, понятно говорящий ребёнок.
1. Включёно
и заинтересовано разговаривать со своим ребёнком. Задавать открытые вопросы,
так, чтобы ребёнок не отвечал только «да» или «нет». А думал, рассуждал и
оформлял мысли словами.
2.Выполнять
работу по дому вместе с ребёнком,
объяснять процессы и проговаривать слова- названия предметов и их частей. Учить
ребёнка обязательно одеваться и раздеваться самому. Складывать и убирать одежду и обувь на место,
обязательно делать это ребёнку самому. При этом называть одежду, её
части, материал из которого сшита одежда.
3.Читать
рассказы, стихи, сказки по возрасту ребёнка и интересные самому взрослому.
Рассуждать после прочтения, рисовать по сюжету. Отгадывать и учить загадки.
4. Начинать
и не бояться рисовать. Сейчас много обучающих книг по рисованию для любого
возраста. На крайний случай есть
мастер-классы в интернете. Но с этим осторожно! Это захватывает детей и
расслабляет родителей.
5.Обязательно
много гулять по паркам, лесам, горам. Заменить прогулки по торговым центрам походами. Обязательно
вводить много двигательной активности в семье: ходьба, коньки, велосипед,
ролики, плавание.
6. Играть в
настольные игры обязательно.
7. Уберать гаджеты
(телефон, телевизор, планшет) с поля зрения и доступности детей. Подготовить канцелярские принадлежности: карандаши,
пластилин, ножницы, клей, бумага, степлер, резинка и точилка. Научить детей
следить за их состоянием, всё отличного качества, яркое, подточенное. Чтоб
приятно было работать и хотелось мастерить. Состояние предметов и их хранение –
ответственность самого ребёнка.
Уберите
готовую картинку и будет формироваться воображение.
8.Формировать
у детей самостоятельность, не делать за
них то, что они уже точно могут делать сами. Учить заканчивать начатое дело.
9.Культивировать в семье уважительное и доброжелательное
отношение к близким и окружающим. Разговаривать о взаимовыручке, доброте.
10. …
Подумать, что можно ещё сделать для того, что бы ощущение, что у вас всё
благополучно, присутствовало в вашей семье ежеминутно.
Иногда трудности
бывают такими продолженными, что родители теряют веру в их преодоление. Это
трудно, но справиться точно можно. В онлайн пространстве есть возможность
прослушать семинары и лекции по важным темам в развитии детей. Существует ряд
специалистов: психологи, психиатры, нейропсихологи, разработавших свои методики
и курсы.
1. Карина Рихтере. Психолог, мама 5-ти
погодок. Специалист по родительско-детским отношениям. Сайт онлайн-школы
Мамазонка: https://mamazonka.ru/
2.
Наталья Козырева.
Педагог, православный психолог, консультант по детско-родительским и
супружеским отношениям. Мама 4-х детей. Сайт Академия успешного школьника academush.com›main
3.
Садырова
(Степанова) Наталья Сергеевна. Нейропсихолог. Ведущий специалист центра «Белый
Слон» в Екатеринбурге.
Сайт https://wslo n.com/
4. Валентина
Паевская. Практикующий детский психолог, автор семинаров для родителей и
проекта «Узнай, как лучше для ребёнка» Сайт: paevskaya.ru
5.
Дамир Каримов.
Видео семинар на канале youtube «Зависимость от гаджетов как
причина развития лишнего веса у детей».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.03.2022
Дата обновления: 18.03.2022
Дата публикации: 18.03.2022