Не разговаривают. Что делать.

18.03.2022

Известно, что прежде чем начать логопедическую работу по исправлению речевых нарушений, логопед проводит обследование речи. Выясняется состояние звукопроизношения, словарного запаса и умение строить связные высказывания, грамматически и лексически правильно оформленные.

Всё чаще приходится слышать, что дети сейчас другие. Логопедическое обследование подтверждает этот факт. И даже не количество нарушенных звуков тревожит родителей и специалистов (а их, этих звуков, очень много). Дети не умеют строить предложения, не умеют оформлять свои мысли в слова. Они недоговаривают предложения или отвечают на вопрос одним словом.

- Мне шапку… - (Помогите мне надеть и завязать шапку).

- Я письмо… - (Я несу письмо воспитателю).

- Он машинку… (Дима забрал у меня машинку, а я играл).

- А карандаш… (Где взять карандаш?)

Дети не могут выделить определительное значение слова. Ручка – это предмет, которым пишут.  Стол – это предмет мебели. Дождь – жидкие осадки, выпадающие из облаков. А проще, по детски - это явление в природе, когда с неба из облаков падают капли воды.

Ручка – это которая написать надо.

Инструменты – это чтобы колотить чё то.

ЩегоЛ – это.. типа как фингал под глазом.  Стол – это.. который мы кушаем

А многие не знают и не понимают назначение предмета, для чего он предназначен. Не называют по картинке дерево берёзу, но припоминают, что видели это в майнкрафте: «А! Я видел… Там есть берёза, только другая». Не знают значение таких слов, как «сито», «скалка», «блузка».  И более сложных «лопасть», «стержень», «рукоятка», «кузнец», «роса».

Не могут произнести понятно слова, пропускают или заменяют звуки и слоги. Слова «сжимают» по слоговой структуре и укорачивают, не договаривают окончания. Не произносят предлоги в предложениях.

 Фас – сейчас, стира – вчера

Рассказывая что-то, часто произносят слова: «кстати», «это», «так», «ну».

Не могут последовательно объяснить, что с ними произошло при ссоре или в ярком событии, например при праздновании дня рождения.

Не знают литературных персонажей: доброго и дружелюбного Леопольда, весёлого и открытого Буратино (…О! Это чё за урод), а значит, не знают их характеров, поступков и, следовательно, не имеют теоретических знаний для своей школы общения. Не умеют составить пересказ сказки или рассказа.

Знают новых героев компьютерных игр Хаги-Ваги и его подружку, поезд-монстр, Сиреноголовый. (Буратино – это чё за урод?)

Дети с трудом устанавливают причинно-следственные связи и по картинкам и в своей жизни.

Обозначив эти трудности в речевом развитии и общении детей, важно определить пути решения столь важного вопроса. Найти возможности взаимодействия специалистов, воспитателей и родителей, с целью решения этих наиважнейших вопросов.

Можно говорить о том, что дети сейчас другие и родители тоже, можно ругать и маленьких и больших. Но если только говорить и ничего не делать, то это только усугубит происходящее. В дошкольном возрасте ещё не столько бед, сколько их проявится в период начальной школы и подростковом возрасте.

Это и проблемы с письменной речью и с устным рассказом и пересказом, и проблемы с общением в семье, со сверстниками и учителями, и даже с желанием идти в школу. И грядущая, очень актуальная в современном мире  – зависимость от гаджетов. По рассказам воспитателей и родителей она сформировалась уже у некоторых дошкольников. В школе с этим состоянием у учеников справиться без специалистов – психологов, психиатров и консультантов по зависимости уже не получается.

Решение проблемы.

Обозначить её для родителей. Молодых родителей, в семьях, которые ещё нет  детей школьного возраста, и  кто не сталкивался с проблемами гаджетной зависимости: с жалобами учителей о том, что ребёнка невозможно включить в материал урока, что ни о чём, кроме как об игре ребёнок думать не может. Этих детей невозможно упросить или заставить делать домашние задания. У них нет мотивации к учёбе, нет переживаний за несделанные важные дела, нет ответственности за свои поступки. Их мозг научился получать гормон удовлетворённости - дофамин - из гаджета.

Нужно постараться уберечь ребёнка от этой зависимости уже сейчас, в дошкольном возрасте.

Что делают родители?  - И сами сидят в соцсетях и ребёнка отдают на воспитание гаджетной няньке – планшету, колонке-алисе, телефону или телевизору. Так очень удобно – тебя не трогают, не нужно напрягать свой мозг, не нужно разговаривать и объяснять.

 Говорят с детьми раздражённым тоном, ругают их за промахи. Не дают бытовых знаний – как приготовить салат, кашу или компот, а значит, у детей нет словарного запаса по этой теме – промыть, заправить, закипела, крупа и тд. Не формируются знания о последовательности действий и понимания, что из чего вытекает. Не прививают навыков аккуратности и самостоятельности – дети не складывают свою одежду, не чистят и не убирают обувь после прогулки, не простирывают руками бельё и носочки, не моют посуду, не вытирают со стола. Не формируется качество завершения начатого дела. У детей нет возможности развивать мелкую моторику и умение прилагать усилия, контролировать волю и устанавливать причинно-следственные связи:Хочу такой сайт

- «Я сегодня постираю свои носочки, а завтра они будут сухие и чистые. При этом я пойму и прочувствую, что мама заботится и трудится. Я помогла! Ей будет легче». И очень важно, что при этом тренируются мышцы пальцев и кистей рук. А значит, ребёнок в школе сможет твёрдо держать ручку и карандаш. А значит, и почерк будет красивым и понятным».

 - «Я сегодня просушу и почищу обувь, сразу же, как вернусь с прогулки, а завтра утром красивая пойду в детский сад в чистой и сухой обуви, и  вовремя».

 -«Я сегодня накормлю папу салатом, а «завтра» вырасту и смогу накормить и мужа, и научусь заботиться о близком человеке, а значит, смогу сберечь свою семью»

 Что делать родителям, чтобы отношения с детьми были позитивными, основанными на добром взаимодействии, чтобы в семье рос успешный, понятно говорящий ребёнок.

1. Включёно и заинтересовано разговаривать со своим ребёнком. Задавать открытые вопросы, так, чтобы ребёнок не отвечал только «да» или «нет». А думал, рассуждал и оформлял мысли словами.

2.Выполнять работу по дому  вместе с ребёнком, объяснять процессы и проговаривать слова- названия предметов и их частей. Учить ребёнка обязательно одеваться и раздеваться самому.  Складывать и убирать одежду и обувь на место,  обязательно делать это ребёнку самому. При этом называть одежду, её части, материал из которого сшита одежда.

3.Читать рассказы, стихи, сказки по возрасту ребёнка и интересные самому взрослому. Рассуждать после прочтения, рисовать по сюжету. Отгадывать и учить загадки.

4. Начинать и не бояться рисовать. Сейчас много обучающих книг по рисованию для любого возраста. На крайний случай есть  мастер-классы в интернете. Но с этим осторожно! Это захватывает детей и расслабляет родителей.

5.Обязательно много гулять по паркам, лесам, горам. Заменить прогулки по  торговым центрам походами. Обязательно вводить много двигательной активности в семье: ходьба, коньки, велосипед, ролики, плавание.

6. Играть в настольные игры обязательно.

7. Уберать гаджеты (телефон, телевизор, планшет) с поля зрения и доступности детей. Подготовить  канцелярские принадлежности: карандаши, пластилин, ножницы, клей, бумага, степлер, резинка и точилка. Научить детей следить за их состоянием, всё отличного качества, яркое, подточенное. Чтоб приятно было работать и хотелось мастерить. Состояние предметов и их хранение – ответственность самого ребёнка.

Уберите готовую картинку и будет формироваться воображение.

8.Формировать  у детей самостоятельность, не делать за них то, что они уже точно могут делать сами. Учить заканчивать начатое дело.

9.Культивировать  в  семье уважительное и доброжелательное отношение к близким и окружающим. Разговаривать о взаимовыручке, доброте.

10. … Подумать, что можно ещё сделать для того, что бы ощущение, что у вас всё благополучно, присутствовало в вашей семье ежеминутно.

Иногда трудности бывают такими продолженными, что родители теряют веру в их преодоление. Это трудно, но справиться точно можно. В онлайн пространстве есть возможность прослушать семинары и лекции по важным темам в развитии детей. Существует ряд специалистов: психологи, психиатры, нейропсихологи, разработавших свои методики и курсы.

1.     Карина Рихтере. Психолог, мама 5-ти погодок. Специалист по родительско-детским отношениям. Сайт онлайн-школы Мамазонка:  https://mamazonka.ru/

2.     Наталья Козырева. Педагог, православный психолог, консультант по детско-родительским и супружеским отношениям. Мама 4-х детей. Сайт Академия успешного школьника academush.commain

3.     Садырова (Степанова) Наталья Сергеевна. Нейропсихолог. Ведущий специалист центра «Белый Слон» в Екатеринбурге.

Сайт https://wslo n.com/ 

4.     Валентина Паевская. Практикующий детский психолог, автор семинаров для родителей и проекта «Узнай, как лучше для ребёнка» Сайт: paevskaya.ru

5.     Дамир Каримов. Видео семинар на канале youtube «Зависимость от гаджетов как причина развития лишнего веса у детей».

https://xn----etbdeabvzgddib1cl9lwa.xn--p1ai/tpost/g392d3rk51-zavisimost-ot-gadzhetov-kak-prichina-raz

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 18.03.2022

Дата обновления: 18.03.2022

Дата публикации: 18.03.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».