План работы с молодыми педагогами

1

Пояснительная записка.
Любое образовательное учреждение – это, прежде всего педагоги,
работающие в нем. За последние годы статистика неумолима:
педагогический состав дошкольных учреждений стремительно "стареет". В
ДОУ работают педагоги с большим стажем работы, для части которых в
скором времени будет характерна «усталость от профессии»,
«эмоциональное выгорание». Отсутствие молодых специалистов с их новыми
идеями и знаниями является отрицательным фактором в системе
дошкольного образования. Если так и дальше будет продолжаться, то в
скором времени в детских садах столкнуться с «кадровым голодом» и
подрастающее поколение некому будет воспитывать в соответствии с
современными требованиями общества.
На этом фоне одной из первостепенных задач коллективов детских
садов становится всемерная поддержка молодых специалистов, которые
выбирают путь воспитателя.
Задача руководителя, заместителя заведующего – помочь молодым
педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не
разочаровались в выбранном пути.
Мы считаем, что если в управленческой деятельности использовать
системный подход по повышению профессиональной компетентности
молодых специалистов, то это позволит недавнему выпускнику:
 быстро адаптироваться к работе в детском саду;
 избежать момента неуверенности в собственных силах;
 наладить успешную коммуникацию со всеми участниками
педагогического процесса;
 сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию
по
психологии и педагогике;
 «почувствовать вкус» профессиональных достижений;
 раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной
профессиональной траектории.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с
первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же
ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители,
администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного
профессионализма.

2

От того, как пройдет период вхождения молодого педагога в
профессию, зависит, состоится ли начинающий воспитатель как
профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет
себя в другой сфере деятельности.
Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в
ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность всех педагогов.
В результате осознания необходимости сопровождения профессиональноличностного развития молодых воспитателей появилась необходимость в
создании в нашем ДОУ Программы работы с молодыми специалистами.
Только при взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит
интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного
творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.
Данная программа направлена на формирование у педагогов убеждений:
 Чтобы учить, сам должен много знать, уметь, верить.
 Тот, кто занят воспитанием души ребенка, должен верить в него.
 Верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать руки,
даже когда, казалось бы, ничего не получается.

3

Алгоритм Программы
Постановка цели, задач;
Составление программы;
Подбор средств реализации ;
Определение способов реализации ;
Контроль и коррекция.

Ожидаемый результат

Познание себя и ориентация на ценности саморазвития.

Качественное изменение отношений в коллективе.

Рост профессиональной и методической компетенции молодых
воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической
деятельности.

4

I.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Цель: помочь молодым воспитателям в повышении квалификации, уровня
профессионального мастерства и обобщении передового педагогического
опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.
Задачи программы:
 Обеспечение
теоретической,
психологической,
методической
поддержки воспитателей.
 Стимулирование повышения теоретического и методического уровня
педагогов, овладения современными образовательными программами,
инновационными технологиями.
 Проведение мониторинга результативности работы во
направлениях воспитательной и образовательной деятельности.

всех

Адаптационная работа.
Наставничество.

Мотивация
самообразования

Основные
направления работы

Психологическая адаптация
молодых специалистов в
педагогическом коллективе

5

Организация
профессиональной
коммуникации

Система работы с молодыми педагогами

Сбор
информации
о молодом
педагоге

Составление
плана
работы
Накопление
практического
опыта

Повышение
теоретического
уровня

педагогичес
кие советы,
семинары,
консультаци
и,деловые
игры и тд.

изучение
нормативно
-правовой
базы

программа
самообра
бра
зования
молодого
специалиста

откры
тые про
смотры

продуктивная
деятельность

мастерклассы

Составление портфолио молодого
специалиста
Условия эффективности работы:

6

 Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, еѐ форм и
методов;
 Системность и непрерывность в организации всех форм методической
работы;
 Сочетание теоритических и практических форм;
 Оценка результатов работы (диагностика развития детей);
 Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебнометодической информацией.

II. Поэтапная реализация программы.
Цель: помочь молодому педагогу в профессиональном становлении.
ЭТАПЫ РАБОТЫ.
I. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ.
 Педагогическое образование (колледж, ВУЗ, факультет).
 Теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной
психологии, педагогики, методики воспитания и обучения
дошкольников).
 Наличие опыта практической работы с детьми.
 Ожидаемый результат педагогической деятельности.
 Выявление положительных и отрицательных черт характера педагога.
Формы и методы:





собеседование;
интервью;
опросники анкеты;
наблюдение за организацией воспитательно- образовательного процесса
в группе;
 тренинги.

В зависимости от результатов диагностического этапа молодые
педагоги условно делятся на три группы:
ГРУППА

7

I. Воспитатели
имеющие
недостаточную
теоретическую
и
практическую
подготовку.

II. Воспитатели
с достаточной
теоретической
подготовкой, но
не имеющие
опыта
практической
работы.

III. Воспитатели
со слабо
развитой
мотивации
труда.

Содержание и цели работы
Усвоение
теоретического
материала,
формирование
навыков
практической
работы.

Овладение
навыками
практической
работы с
педагогами, детьми,
родителями.

Повышение интереса и
положительного
отношения к
педагогической
деятельности, помочь
осознать свою
профессиональную
значимость, степень
ответственности за
воспитание и обучение
детей.

Формы и методы работы
Консультации, семинарыпрактикумы.
Дискуссии.
Беседы. Изучение методической
Круглые столы, деловые
литературы.
игры.
Взаимопосещения.
Коллективные просмотры
Убеждения, поощрения,
педпроцессов.
беседы.
Анализ пIIе.дагогиП
чеРсА
ки
КхТсИиЧ
туЕаС
цК
ийИ.Й.

 Создание благоприятных условий для профессионального роста
начинающих педагогов;
 Взаимоподдержка и взаимопомощь;
 Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и
задачами воспитания и обучения детей;
8

 Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с
возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;
 Оказание методической помощи опытными педагогами
начинающим;
 Помощь по подбору и использованию педагогически
целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
 Оказание позитивного влияния на рост профессиональной
компетентности начинающего педагога;
 Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические
действия;
 Разработка индивидуального плана профессионального
становления.
Работа с молодыми воспитателями строится с учетом трех аспектов их
деятельности:
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ЗАВЕДУЮЩЕГО– МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ:
-создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;
-обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;
-обеспечение методической литературой, материалами перспективного
планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим
кабинетом.
МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – РЕБЕНОК И ЕГО РОДИТЕЛЬ:
формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их
родителей.
МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – КОЛЛЕГА:
оказание поддержки со стороны коллег.
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов
предполагаем, строить с учетом следующих факторов:
 уровень базового образования;
 индивидуальных особенностей;
 уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов
в своей деятельности хотят добиться);
 имеют ли практический опыт с детьми.
В современных условиях выпускник вуза, колледжа должен в максимально
короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической
деятельности. Поэтому, сегодня наставничество заслуживает самого
пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость
выпускника учебного заведения получить поддержку опытного
профессионала, который способен предложить практическую и
теоретическую помощь на рабочем месте. Процесс наставничества
9

затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого
наставника и организации-работодателя.

Наставничество

Наставник
Развивает свои

Молодой педагог.

деловые

Получает знания,

качества;

развивает навыки и умения,

Повышает

повышает свой

свой

профессиональный

профессио

уровень и способности,

нальный

развивает собственную

уровень в

профессиональную

процессе

карьеру, учится выстраивать

взаимообучения

конструктивные отношения с

Старший
воспитатель.
Повышает
культурный и
профессиональны
й уровень
подготовки
кадров. Регулирует
взаимоотношения
между
сотрудниками

наставником.

Под обучением молодых специалистов в ДОУ понимается:
 обучение педагога на рабочем месте, практика наставничества,
участие в работе педагогических объединений;
 самообразование – самостоятельное изучение образовательной
программы, работа по плану саморазвития;
 обучение на тематических курсах;
 организация методического сопровождения деятельности молодых
специалистов.
10

В своем профессиональном становлении молодой педагог проходит
несколько ступеней.
I ступень – 1-й год работы (стажировка): самый сложный период как для
новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих
возможностей как педагога, начинает понимать свою значимость для детей,
родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в
учебном заведении. Трудности, испытывающие в работе, заставляют
заниматься самообразованием.
Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога
эмоционально, укрепить веру в себя.
Адаптационная работа включает в себя:
o Беседа заведующего ДОУ при приеме на работу молодого специалиста,
знакомство его с должностной инструкцией, условиями труда,
правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДОУ,
традициями, определение рабочего места;
o Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации;
o Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя
коллективу (выбираются те формы и методы, которые в конечном
итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному
становлению молодого специалиста. От того, как новичка встретит
коллектив во главе с руководителем, будет зависеть последующая
успешность специалиста);
o анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года);
o молодой воспитатель несколько дней под руководством старшего
воспитателя проходит стажировку у своего более опытного коллеги, т.
е. они работают вместе с группой детей наставника. За это время он
знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя,
изучает режим дня группы, документацию и т. д. Все возникшие
вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего
воспитателя;
o по возможности начинающий педагог направляется в ту группу, где
работает опытный воспитатель, который может быть его наставником,
дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия
организацию прогулки детей и т. д. Никакие советы, рассказы,
объяснения не помогут так, как личный пример;
o дидактическая подготовка к проведению занятий и совместной
деятельности с детьми;
o оценка его педагогической деятельности. Молодой воспитатель
испытывает потребность в своевременной положительной оценке
своего труда.
o закрепление педагога-наставника за молодым специалистом;
поддержка просто необходима начинающему воспитателю. Ведь мало
быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых
11

o
o
o
o

наставников, то из начинающего педагога никогда не получится
ценный специалист;
заполнение информационной карты педагога;
составление совместного плана молодого специалиста и наставника;
взаимодействие молодых педагогов разных детских садов.
самообразование воспитателя – лучшее обучение (выбор
методической темы).

ІІ ступень – 2–4-й годы работы (развивающий): процесс развития
профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и
приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание
авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы
коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное
мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения
воспитателей, отчеты и т. д. Все интересные идеи, методы и приемы по
рекомендации старшего воспитателя фиксирует в "Творческой тетради". На
этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему,
над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно
привлекается к показу занятий на уровне детского сада.
ІІІ ступень – 5–6-й годы работы (становления): складывается система
взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные
разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Происходят
совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик,
технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приемов
работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания
повышать свое образование и квалификационную категорию, обобщение
своего опыта работы
III АНАЛИТИЧЕСКИЙ







Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
Динамика профессионального роста.
Рейтинг молодого педагога среди коллег, родителей;
Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
Подведение итогов, выводы.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е.
Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности
работы с молодыми педагогами необходимы:
12

 Обоснованный выбор системы методической работы на основе
аналитической деятельности;
 Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета
творческой активности и информационных потребностей педагога;
 Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и
методов методической работы;
 Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
 Оценка педагогического труда по результатам;
 Своевременное обеспечение методической литературой.
У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении
педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение
моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс,
раскроется творческий потенциал.
Школа молодого воспитателя поможет более успешно адаптироваться
начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для
новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.
«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы
человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был
талантлив, а если не будет учиться на опыте. Никогда не будет
хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов».
С.А. Макаренко.

13

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».