Содержание
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3. Содержание общеразвивающей программы
1.4. Планируемые результаты освоения программы
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
3. Список литературы
1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Проблема развития и образования детей дошкольного возраста становится
особенно значимой. Значительно возросло количество детей младшего
дошкольного возраста, имеющих предпосылки для возникновения различных
речевых нарушений.
Профилактика нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте
имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки
звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких
психических процессов, как память, мышление, воображение, а также
спровоцировать коммуникативные сложности. Своевременная профилактика
недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении
навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми
младшего дошкольного возраста, стоит задача поиска наиболее эффективных
методов формирования произносительных возможностей, сохранения и
укрепления
физического
здоровья
дошкольников,
создания
такой
артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение
навыками нормативного произношения.
Совпадение сенситивных периодов развития музыкально-ритмических,
языковых и двигательных способностей указывает на необходимость внедрения
занятий логопедической ритмикой в образовательный процесс младших
дошкольников, как на эффективную психолого-педагогическую технологию
обучения и воспитания.
Рабочая программа «Веселая логоритмика» имеет социальнопедагогическую направленность, способствует
социальной
адаптации
детей
и
представляет
собой
систему
музыкально-двигательных,
речедвигательных,
музыкально-речевых
заданий
и
упражнений,
осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Актуальность общеразвивающей программы. Логопедическая ритмика
обладает оздоровительно-коррекционным потенциалом и мультисенсорными
возможностями воздействия, необходимыми для успешного развития младших
дошкольников. Поэтому может быть использована как основная технология при
организации пропедевтической работы с детьми 3-5 лет.
Логопедическая ритмика направлена на комплексную пропедевтику и
коррекцию сенсорных, психомотрных, речевых, коммуникационных нарушений
у детей младшего дошкольного возраста.
Одной из универсальных базовых способностей человека является
ритмическая способность. Все в нашем организме подчинено ритму – работает
ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с
формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм
влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и
легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она
разработана с учетом современных образовательных технологий, которые
находят свое отражение в:
– принципах обучения: постепенное приобретение навыков (усложнение
выполняемых заданий); посильность заданий для воспитанников; системность
проведения занятий; соответствие содержания образования уровню развития
современной науки и техники; единства процессов обучения и воспитания.
– формах и методах обучения: словесные – объяснение, беседа, советы,
звукоподражание; наглядные – краткое объяснение, показ с пояснением,
указание при воспроизведении, беседа, разъяснение сюжета, вопросы по
последовательности движений, команды, образный сюжетный рассказ; показ,
игровой метод; практические – выполнение работы.
– методах контроля и управления образовательным процессом:
индивидуальные консультации родителей.
Отличительные особенности общеразвивающей программы:
Дополнительная образовательная программа «Веселая логоритмика»
направлена не только на развитие и формирование речи, музыкальных,
артистических способностей, развитию пластичности, но и на снятие психоэмоционального напряжения у детей. Чем выше двигательная активность
ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает
двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.
Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное
выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает
совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней
челюсти и т.д. В рамках дополнительного образования будет осуществляться
профилактическая работа речевого развития дошкольников средствами
сочетания музыкального и двигательного направления.
Адресат общеразвивающей программы: дети дошкольного возраста с 3
до 5 лет.
Дети четвертого года жизни активно двигаются, часто упражняются в
ходьбе, беге, прыжках, ползании и лазании, катании, бросании и ловле
предметов. Однако большинство детей не в полной мере согласуют движений
рук и ног в процессе ходьбы и бега. Дети с удовольствием подпрыгивают на
месте, вверх, доставая предмет, подвешенный выше поднятых рук,
перепрыгивают из обруча в обруч; продвигаются вперед прыжками, прыгают в
длину с места и спрыгивают с небольшой высоты. При этом прыгают тяжело, на
всю ступню и неуверенно спрыгивают с высоты (как правило, на прямые ноги).
На четвертом году жизни у детей формируются элементарные навыки
совместной игровой и двигательной деятельности. Они уже способны
выполнять различные движения по своему усмотрению и по указанию
воспитателя. Дети начинают и заканчивают движение в соответствии с музыкой
или по сигналу, ритмично ходят и бегают под музыку.
Детям младшего дошкольного возраста свойственна подражательная
деятельность. Это объясняется тем, что накопленный ребенком двигательный
опыт позволяет ему управлять своими движениями, ориентируясь на образец.
Формирование двигательных навыков и умений продолжается на основе
подражания действиям знакомых образов.
Социальная ситуация развития характеризуется увеличивающейся
самостоятельностью ребенка, расширением его знакомства с окружающим
миром. Особое изменение претерпевает общение: ребенок пытается оказывать
влияние на взрослого. На смену деловомусотрудничеству раннего возраста
приходит познавательная форма общения, наступает возраст «почемучек».
Общение с взрослым постепенно приобретает внеситуативный характер.
Ощущение и восприятие постепенно утрачивают аффективный характер,
к 4 годам восприятие приобретает черты произвольности – ребенок способен
целенаправленно наблюдать, рассматривать, искать, хотя и недолгое время.
Возраст 3-4 лет – это возраст формирования сенсорных эталонов –
представлений о форме, цвете, размере, однако сенсорные эталоны пока
остаются предметными, т.е. существуют в тесной связи с предметом и не
являются абстрактными. Активно развивается речь ребенка. Благодаря
развитию речи и общению с взрослыми формируется мышление ребенка. До
3,5-4 лет ведущим является наглядно- действенное мышление, и в
нем
постепенно закладываются основы наглядно-образного мышления. Это
происходит благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с
помощью слова.
При благоприятных условиях воспитания к четырем годам в основном
происходит усвоение звуковой системы языка (произношение звуков,
становление элементарной интонационной стороны речи – умения передать
интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Ребенок
накапливает
определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в
детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие
предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния.
Начинают активно употребляться прилагательные и местоимения. В этом
возрасте еще наблюдается неспособность к вычленению существенных
признаков предмета, несоответствие между овладением фонетической и
содержательной сторонами речи. Вместе с тем у ребенка активно формируются
обобщающие функции слов.
Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами:
появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен
существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и
прошедшее времена глаголов, повелительное наклонение.
В речи начинают появляться сложные формы предложений, состоящих из
главных и придаточных, отражаются причинные, целевые и другие связи,
выраженные через союзы. Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают
свои мысли простыми и сложными предложениями и подходят к составлению
самостоятельных связных высказываний описательного и повествовательного
характеров.
Однако в этом возрасте дошкольники еще неверно произносят (или
совсем не произносят) шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (р, рь, л, ль) звуки,
некоторые звуки пропускают. Требует совершенствования интонационная
сторона речи, необходима работа над развитием артикуляционного аппарата,
дикции, темпа, сила голоса. Овладение основными грамматическими формами
также имеет особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в
роде, числе и падеже. При построении простых распространенных предложений
они опускают отдельные члены предложения.
Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической
речи. Однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка этого
возраста ситуативна (содержание высказывания может быть понято в
конкретной ситуации), в ней преобладает экспрессивное изложение.
Режим занятий: первый год обучения: 2 раза в неделю по 20 минут,
72 занятия в год; второй год обучения: 2 раза в неделю по 25 минут, 72
занятия в год.
Объем общеразвивающей программы: общее количество учебных
часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для
освоения программы – 76 часов; продолжительность первого года обучения
– 30 часов, второго года обучения – 36 часов.
Срок
освоения общеразвивающей
программы
определяется
содержанием программы и составляет 2 года обучения: первый год обучения
– 36 недель, второй год обучения – 36 недель.
Уровневость общеразвивающей программы: стартовый уровень.
Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных
форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
Формы обучения: очная, групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, мастер-класс, открытое
занятие и др.
Формы подведения результатов: тематические занятия, беседа,
открытые занятия, педагогическое наблюдение и т.д.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы: профилактика и коррекция
речевых и психомоторных нарушений у детей младшего и среднего
дошкольного возраста.
Задачи общеразвивающей программы:
- обучающие:
активизировать высшую психическую деятельность через развитие
зрительного и слухового внимания и восприятия.
- развивающие:
развивать и увеличивать объем зрительной памяти;
развивать и совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую
моторику;
развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты речи,
творческую фантазию и воображение;
выработать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.
развивать координацию движений, основных физические качеств: силы,
- воспитательные:
воспитывать и развивать двигательную и речевую активность, развивать
выразительность движений как средство самовыражения;
воспитывать личностные качества (дружелюбие, самостоятельность,
терпение, спокойствие, умение работать в коллективе);
воспитывать звуковую культуру речи, певческие навыки, творческую
активность, способность к общению, к познанию самого себя;
воспитывать музыкальный вкус, эстетическое чувство, приобщать к миру
музыки и пластики.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Количество часов
№
п/
п
Названи
е
раздела,
темы
1.
Модуль 1
«Развитие
двигательн
ых умений
и навыков.
Координац
ия
движений»
Модуль 2
«Развитие
артикуляци
онной
моторики»
«Модуль 3
«Развитие
лексикограмматиче
ских
категорий»
18
4
14
18
4
14
Открытое
занятие
18
4
14
18
4
14
Открытое
занятие
18
4
14
18
4
14
Открытое
занятие
«Модуль 3
«Развитие
фонематиче
ского
слуха,
памяти,
мышления»
18
4
14
18
4
14
Открытое
занятие
2.
3.
4.
Первый год обучения
всего
теория
практика
Второй год обучения
всего теория практика
Календарно-тематическое планирование
Месяц
№
Название занятия
занятия
Сентябрь
1
Солнышко и дождик
2
Тучки по небу гуляют
3
Под грибом
4
Осенние листья
Октябрь
5
Три медведя
Формы
аттестации/
контроля
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Осень в лесу
Весёлый огород
Репка
Осенние подарки
Колобок
В гостях у дятла
Холодно!
Зима в лесу
Дед Мороз спешит на ёлку
Путешествие в зоопарк
Наступает новый год
Зимние забавы
Маша и медведь
Верные друзья
Сказка о глупом мышонке
Котята и щенок
У бабушки в гостях
Как снеговики солнце искали
Мой весёлый, звонкий мяч
Как цыплята солнце будили
Новая столовая
Путешествие в Африку
Весеннее солнышко
Весенняя капель
Прилетайте, птицы!
Путешествие в весенний лес
Кораблик
Утренние лучи
Петушок и его семья
Морское путешествие
Бобровый пруд
Содержание непосредственно образовательной деятельности по
логопедической ритмике включает следующие виды упражнений:
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти:
зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей,
способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки обязательны на каждой НОД. С их помощью
автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные
движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и
слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах:
ритмодекламациибез музыкального сопровождения, игры со звуком, игры
со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных
инструментах, театральные этюды, игры- диалоги и др. Использование
простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки,
прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию
игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации
сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в
ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление,
эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется
голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.
Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми
нарушениями направлен не только на формирование их художественной
культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие
подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому,
развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему
речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на НОД по
музыкальному воспитанию, проводятся чаще под музыку – тексты
пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать
лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров
мозаики под проговаривание текста игры.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах
развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает
внимание, память, а также остальные психические процессы,
сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме
известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с
детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах –
«шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных
различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек,
«стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки,
«шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями
маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела
могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические
этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику
(подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений
детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в
дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять
своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ,
обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом
человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы
общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в
общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в
координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту
реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство
коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей
выполнять правила игры.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения ребенок может:
- метапредметные результаты:
ориентироваться в пространстве, действовать с предметами, ощущать
равновесие;
ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно
передавая заданный характер, образ, согласовывать движения с музыкой в
быстром, умеренном и медленном темпе;
развить подвижность артикуляционного аппарата, силу голоса, речевой
диапазон;
координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и
кистей, быстро реагировать на смену движений.
развить фонематическое восприятие речи.
правильно использовать языковые средства в процессе общения и
учебной деятельности.
- личностные результаты:
дети будут увереннее чувствовать себя в коллективе, проявлять
художественно-творческие способности;
у детей сформируется потребность в здоровом образе жизни, чувство
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
повысится эмоциональный настрой, самооценка;
сформируется позитивное отношение к учебной деятельности.
- предметные результаты:
Дети научатся воспринимать и воспроизводить слова различной звукослоговой сложности в соответствии с индивидуальными возможностями,
овладеют навыком звуко-слогового анализа, синтеза и представлений в
соответствии с возрастными показателями.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
Дата
начала
обучения
02.09.2024
Дата
окончания
обучения
31.05.2025
Количество
учебных
недель
36
2 год
02.09.2024 31.05.2025 36
Количество
учебных
дней
72
72
Количество Режим
учебных
занятий
часов
72
2 занятия
по 15
минут в
неделю
72
2 занятия
по 20
минут в
неделю
График каникул: 29.12.2024 – 08.01.2025
Праздничные дни: 03.11.2024 –04.11.2024
29.12.2024 – 08.01.2025
22.02.2025 – 23.02.2025
08.03.2025 – 09.03.2025
01.05.2025 –04.05.2025
08.05.2025 – 11.05.2025
2.2. Условия реализации программы
- материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в логопедическом центре.
Технические средства для подготовки и проведения занятий: ноутбук, CDпроигрыватель, диски, флеш-карта.
Также используются детские музыкальные инструменты; шумовые игрушки;
разноцветные мячики; природный игровой материал; наборное полотно с тематическими
комплектами; кубики и таблицы с ритмосхемами; мягкие и резиновые игрушки;
тематический материал для развития воздушной струи; настольный кукольный театр.
- информационное обеспечение:
аудиотека, мультимедийное программы, презентации.
кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее
педагогическое образование, обладающий практическим опытом, знаниями, умениями,
выполняющий качественно и в полном объеме возложенные на него должностные
обязанности.
- методические материалы:
Для реализации программы сформирован учебно-методический комплекс, который
постоянно пополняется. Учебно-методический комплекс включает следующие
материалы:
Методические материалы для педагога:
- методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии мероприятий, памятки
и др.:
- комплексы оздоровительно-профилактических упражнений, предотвращающих и
снижающих утомление детей дошкольного возраста;
- организационно-методические материалы:
- перспективный план работы педагога на текущий год;
- отчет о деятельности педагога за прошедший учебный год.
- инструкции по охране труда и технике безопасности.
2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
Педагогическая диагностика проводится с целью исследования состояния слухового
внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в
пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики
учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы
с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить
динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе
логоритмических занятий. Диагностический материал соответствует структуре
программы и отражает логику ее построения.
В ходе педагогического мониторинга оцениваются знания, умения, навыки
воспитанников. Определение результативности освоения программы соответствует 3
критериям:
- высокий уровень
- средний уровень
- низкий уровень.
Для оценивания применяется диагностика неречевых психических функций по Н. В.
Серебряковой, Л. С. Соломахе.
Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, открытые
мероприятия, праздники совместно с родителями.
3. Список литературы
1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М.,
2006.
2. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. М., 2010.
3. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая
гимнастика и подвижные игры. - СПб, 2009.
4. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приемы:
пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика/авт.-сост. С.И.Токарева. –
Волгоград, 2012.
5. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с
тяжелыми нарушениями речи. - М., 2002.
6. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для
логопедов, воспитателей и родителей. – М., 2005.
7. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей.
8. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М., 2003.
9. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики.
– М., 2013.
10.Цвынтарный В.В. Пальчиками играем – речь развиваем. - СПб, 2002.
11.Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. - М., 2007