2024-2025 ДООП Акварелька

1

Содержание
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.1.1.Цели и задачи реализации программы
1.1.2.Принципы и подходы к реализации программы
1.1.3.Значимые для разработки и реализации программы
характеристики
1.2.Планируемые результаты освоения рабочей программы
2.Содержательный раздел
2.1.Модули программы

3
3
4
5
5

2.2.Оценочные материалы
2.3.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
3.Организационный раздел
3.1.Описание материально-технического обеспечения рабочей
программы
3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами
общения и воспитания
3.3.Особенности развивающей предметно-пространственной
среды

25
27
30
28

6
9
10

29
29

2

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста
кружок творчества «Акварелька»» имеет художественную направленность.
Основной целью данного направления является раскрытие творческих
способностей обучающихся, нравственное и художественно-эстетическое
развитие личности ребенка.
Изобразительное творчество является одним из древнейших
направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно
только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его
сердцу доброту и красоту, помочь осознать свое место и назначение в этом
прекрасном мире.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и
техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов
и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники
рисования
демонстрируют
необычные
сочетания
материалов
и
инструментов. Рисование необычными материалами и оригинальными
техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Эти техники рисования помогают развивать ребенка всесторонне,
способствуют развитию детской художественной одаренности.
Дополнительная общеобразовательная программа направлена на
приобщение детей к творчеству через искусство. Дети знакомятся с
разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями,
многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе
полученных знаний создавать свои рисунки. Чем больше ребенок узнает
вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем
больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько,
насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок
развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность
ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с
комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать,
творить. Рисование нетрадиционными способами это увлекательная,
завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать,
пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения,
проявления
самостоятельности,
инициативы,
выражения
и
индивидуальности. Путь в творчество имеет множество дорог, известных и
пока неизвестных. «В творчестве нет правильного пути, есть только свой
собственный путь».
Задача педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы
создать каждому ребенку условия для наиболее полного раскрытия и
реализации своих способностей, как в коллективе, так и индивидуально.
Новизна программы состоит в личностно-ориентированном обучении.
3

Актуальность программы предполагает целенаправленною работу по
обеспечению воспитанников дополнительной возможностью удовлетворения
творческих потребностей для духовного, интеллектуального развития,
посредствам приобщения их к изобразительной деятельности.
Педагогическая целесообразность программы определена тем, что
ориентирует детей на приобщение к эстетической деятельности. В
эстетическом развитии детей центральной является способность к
восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию
выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной
новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью. Система занятий
воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели,
формирует эмоциональную культуру общения.
Отличительная особенность программы: приобщение детей к
художественной деятельности с младшего возраста на основе
«вовлекающего» показа педагога.
Программа
разработана
в
соответствии
с
Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования,
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Цель и задачи реализации программы
Цель программы – формирование у детей дошкольного возраста
эстетического отношения и художественно-творческих способностей в
изобразительной деятельности.
Задачи:
 создать условия для многоаспектной и увлекательной активности детей
в художественно-эстетическом освоении окружающего мира;
 познакомить
детей
дошкольного
возраста
со
средствами
художественно-образной выразительности;
 развивать
художественно-творческие
способности
детей
в
продуктивных видах деятельности;
 побуждать
детей
изображать
доступными
им
средствами
выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;
 вызывать
положительный
эмоциональный
отклик,
сохраняя
непосредственность и живость детского восприятия;
 способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его
деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям,
сотрудникам детского сада).
Для успешной реализации поставленных задач программа
предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое
сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса,
4

развитие
творческих
способностей
детей,
обуславливает
его
результативность.
1.1.2. Основные принципы и подходы к реализации программы
Программа адаптирована к возрастным особенностям детей в возрасте
3-7 лет.
Процесс обучения изобразительному искусству в основном построен на
реализации дидактических принципов:
- принцип систематичности и последовательности: постановка и
корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от
простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к
малоизвестному и незнакомому»;
- принцип психологической комфортности: создается образовательная
среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного
процесса;
- принцип культуросообразности: построение универсального
эстетического содержания программы с учетом региональных культурных
традиций;
- принцип вариативности: формирование у детей умения осуществлять
собственный выбор, и систематическое предоставление им возможности
выбора;
- принцип творчества: процесс обучения ориентирован на
приобретение детьми собственного опыта творческой личности.
- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного
процесса;
- принцип цикличности: построение и корректировка содержания
программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к
возрасту;
- принцип развивающего характера художественного образования.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные
взгляды об основах организации развивающего обучения в непрерывной
сфере образования, обеспечивают решение поставленных задач
интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них
деятельных способностей.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы
характеристики
Программа рассчитана на пять лет обучения для детей с 3 лет до 7 лет.
Программа предполагает проведение 2-х занятий в неделю.
При построении образовательной деятельности учитываются
возрастные психические и физические особенности детей. Занятие
проводится подгруппами по 10-15 человек.
Продолжительность каждого занятия зависит от возрастной группы:
- группа младшего возраста (3-4 года) – не более 15 минут;
- группа среднего возраста (4-5 лет) – не более 20 минут;
- группа старшего возраста (5-6 лет) – не более 25 минут;
5

- подготовительная группа (6-7 лет) – не более 30 минут.
Деятельность кружка творчества «Акварелька» включает в себя
следующие формы работы:
- организация ежемесячных выставок детского творчества для
родителей;
- оформление тематических выставок в ДОУ;
- проведение открытых занятий;
- проведение тематических занятий;
- участие в городских, районных конкурсах детского творчества.
В работе используются следующие методы:
 словесные методы – рассказ, беседа, художественное слово,
педагогическая драматизация, объяснение;
 наглядные методы – наблюдение, рассматривание, демонстрация,
показ образца;
 практические методы – самостоятельная продуктивная
деятельность детей, экспериментирование.
Также применяются методы эстетического воспитания:
 метод
побуждения
к
сопереживанию,
эмоциональной
отзывчивости на прекрасное в окружающим мире;
 метод сенсорного насыщения;
 метод разнообразной художественной практики;
 метод сотворчества с педагогом, художником, сверстниками.
Программа предполагает освоение цвета как основного художественновыразительного средства. Развитие восприятия цвета в природе (деревья,
цветы, листья, камни). Знакомство со свойствами разнообразных материалов,
обогащение сенсорного опыта детей, обучение выражению разнообразных
чувств, настроений через цвет, форму, линию, движение.
Основная форма образовательной работы с детьми занятия
изобразительной деятельностью, в ходе которых осуществляется
систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и
формирование художественных способностей каждого ребенка.
Программой предусмотрены знакомство с книжной графикой, с
произведениями выдающихся художников.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного
содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития
детей, в беседе дети получают информацию об изобразительном искусстве.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
К концу первого года
- хорошо ориентируются в понятиях:
обучения дети:
форма, цвет, величина, количество;
- находят связи между предметами и
явлениями окружающего мира и их
изображения в рисунке;
- интегрируют виды изобразительной
6

К концу второго года
обучения дети:

К
концу
третьего
года обучения дети:

деятельности в разных вариантах их
сочетания между собой.
умеют
грамотно
отбирать
содержание рисунка;
- умеют передавать характерные
признаки предметов и явлений на
основе представлений, полученных
из
наблюдений,
в
результате
рассматривания
репродукций,
иллюстраций;
- воплощают в художественной
форме
свои
представления,
переживания,
чувства,
мысли;
самостоятельно сочетают знакомые
техники;
- разнопланово экспериментируют с
художественными
материалами
(краски,
восковые
карандаши,
маркеры, пастель), инструментами
(кисть,
карандаш,
восковые
карандаши,
пастель,
цветные
карандаши,
фломастеры),
изобразительными техниками.
умеют
грамотно
отбирать
содержание рисунка;
- умеют передавать характерные
признаки предметов и явлений на
основе представлений, полученных
из
наблюдений,
в
результате
рассматривания
репродукций,
иллюстраций;
- воплощают в художественной
форме
свои
представления,
переживания, чувства, мысли;
- самостоятельно сочетают знакомые
техники;
- разнопланово экспериментируют с
художественными
материалами
(краски,
восковые
карандаши,
маркеры, пастель), инструментами
(кисть,
карандаш,
восковые
карандаши,
пастель,
цветные
карандаши,
фломастеры),
изобразительными техниками;
7

К концу четвертого
года обучения дети:

расширяют,
систематизируют,
детализируют
содержание
изобразительной деятельности детей,
активизируют выбор сюжетов о
семье;
- при создании пейзажа и сюжетов на
тему
природы,
передают
изображение животных в движении;
- передают свое представление об
историческом
прошлом
Родины
посредством
изображения
характерных
деталей
костюмов,
интерьеров, предметов быта.
умеют
грамотно
отбирать
содержание рисунка;
- умеют передавать характерные
признаки предметов и явлений на
основе представлений, полученных
из
наблюдений,
в
результате
рассматривания
репродукций,
иллюстраций;
- воплощают в художественной
форме
свои
представления,
переживания, чувства, мысли;
- самостоятельно сочетают знакомые
техники;
- разнопланово экспериментируют с
художественными
материалами
(краски,
восковые
карандаши,
маркеры, пастель), инструментами
(кисть,
карандаш,
восковые
карандаши,
пастель,
цветные
карандаши,
фломастеры),
изобразительными техниками;
расширяют,
систематизируют,
детализируют
содержание
изобразительной деятельности детей,
активизируют выбор сюжетов о
семье;
- при создании пейзажа и сюжетов на
тему
природы,
передают
изображение животных в движении;
- передают свое представление об
8

историческом
прошлом
Родины
посредством
изображения
характерных
деталей
костюмов,
интерьеров, предметов быта.
2. Содержательный раздел
При реализации программы учитываются возрастные особенности и
содержание направлений развития и образования детей дошкольного
возраста:
Социально-коммуникативное развитие: развитие свободного общения с
детьми и взрослыми в области изобразительного искусства; практическое
овладение воспитанниками нормами речи, формирование представлений о
изобразительном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование
гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств,
чувства принадлежности к мировому сообществу.
Познавательное развитие: расширение кругозора детей в области
изобразительного искусства; сенсорное развитие, формирование целостной
картины мира в сфере эстетического искусства, приобщение к различным
видам изобразительного искусства, использование художественных
произведений для обогащения эстетического восприятия художественных
образов. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности; развитие детского творчества.
Речевое развитие: использование музыкальных произведений с целью
усиления эмоционального восприятия художественных произведений.
Обогащение словарного запаса
Художественно-эстетическое
развитие:
развитие
предпосылок
ценностно-смыслового восприятия изображений, восприятие музыки,
реализацию самостоятельной творческой деятельности.
Физическое развитие: развитие физических качеств, необходимых для
художественной деятельности, использование музыкальных произведений в
качестве музыкального сопровождения различных видов детской
изобразительной деятельности и двигательной активности сохранение и
укрепление физического и психического здоровья детей, формирование
представлений о здоровом образе жизни, релаксация.
Календарный учебный график
содержание
возрастные группы
младшая
средняя
старшая
подготовительная
Количество групп
2
2
2
2
Начало учебного
01.09.2023 01.09.2023 01.09.2022
01.09.2023
года
Окончание
31.05.2024 31.05.2024 31.05.2024
31.05.2024
учебного года
Период каникул
30.12.2023- 30.12.2023- 30.12.202330.12.202308.01.2024 08.01.2024 08.01.2024
08.01.2024
9

Продолжительность
учебного года
1 полугодие
2 полугодие
Количество занятий
в неделю
Количество занятий
в год
Длительность
занятия

36 недель

36 недель

36 недель

36 недель

17 недель
19 недель
2

17 недель
19 недель
2

17 недель
19 недель
2

17 недель
19 недель
2

72

72

72

72

15 минут

20 минут

25 минут

30 минут

Объем недельной
дополнительной
образовательной
нагрузки

30 минут

40 минут

50 минут

60 минут

Учебный план
модуль

Модуль 1
«Радуга
красок»
Модуль 2
«Мир вокруг
нас»
Модуль 3
«Цветные
ладошки»
Модуль 4
«Декоративноприкладное
искусство»
итого
Всего по
годам

1-й год обучения
(дети 3-4 лет)

1-й год обучения
(дети 4-5 лет)

1-й год обучения
(дети 5-6 лет)

1-й год обучения
(дети 6-7 лет)

итого

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

Всего по
модулям

4

21

4

15

4

13

3

14

78

4

15

4

17

4

19

3

20

86

6

24

8

24

8

18

5

22

115

6

16

8

16

8

22

8

21

105

20

76

24

72

24

72

19

77

384

96

96

96

96

384

2.1. Модули программы
Программа состоит из четырех модулей, которые определяют
продолжительность обучения детей. При реализации каждого модуля учтены
возрастные особенности детей.
Рабочая программа модуля «Радуга красок» является основой для
развития чувства цвета.
Дети первого года обучения (3-4 года).
Дети в этом нежнейшем возрасте уже много чувствуют, воспринимают,
10

они замечают красоту окружающего мира, эмоционально откликаются на
яркие впечатления. Для поддержания у детей интереса к работе необходима
игровая мотивация.
Задачи Программы для этого возраста: в рисовании – развивать
восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях
окружающей действительности, создавать условия для их активного
познания и на этой основе учить детей:
 Отображать свои представления и впечатления об окружающем мире
доступными графическими и живописными средствами;
 Сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми
действиями (например: «Дождик, чаще –кап-кап-кап!», «Бегут ножки
по дорожке топ –топ-топ!»).
 Знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью
(аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести
кисть по ворсу, проводить линии); учить создавать одно-, двух- и
многоцветные выразительные образы.
 Рисовать карандашами и фломастерами –проводить линии
(вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в
формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым
выразительные образы.
Основное содержание:
 цветные карандаши,
 фломастеры,
 цветные мелки,
 играем с линией,
 играем с короткими линиями-штрихами,
 как линия помогает украшать,
 краски-умницы,
 кисточка – помощница,
 чудо-водичка,
 кисть волшебная рисует,
 играем с белой краской,
 рисование пальчиками,
 рисование ватными палочками,
 рисование-экспериментирование,
 кисточка танцует.
Показателями успешности в этом возрасте также являются:
 творческая активность;
 эмоциональность;
 дети видят цельный художественный образ в единстве изобразительновыразительных средств;
 ориентируются в понятии форма, цвет, величина, количество;
 имеют представление о внешне виде растений и животных.
11

Дети второго года обучения (4-5 лет).
У детей 4-5 лет происходит переход от мышления в движениях к
мышлению образному, к преднамеренному изображению, в котором он
стремится передать свои наиболее яркие впечатления от восприятия
окружающего мира, представление о форме предмета, характерные и
значимые для него детали и выразить свое отношение к изображаемому.
Задачи Программы для этого возраста: учить детей создавать с натуры
или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные
признаки изображаемых объектов через обрисовывающий жест; учить
координировать движения рисующей руки (широкие движения при
рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие – для
прорисовывания деталей, ритмичные - для рисования узоров); варьировать
формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий,
мазков, пятен, геометрических форм.
Ребенок этого возраста легко возбуждается от обилия впечатлений,
различных знаний, лучше запоминает то, что эмоционально окрашено и
интересно. У ребенка формируется потребность более основательного и
активного знакомства с окружающим миром.
Основное содержание:
 нарисуй, расскажи;
 грибное семейство;
 мы с голосом своим в ладу и песенки поем в саду;
 что какого цвета бывает?
 осень водит сочной кистью;
 кисонька-мурысонька;
 белая краска-волшебница;
 о чем могут рассказать краски;
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 компетентность (эстетическая компетентность);
 творческая активность;
 эмоциональность;
 креативность;
 произвольность и свобода поведения;
 инициативность;
 самостоятельность при выборе темы, способов и приема
изображения.
Дети третьего года обучения (5-6 лет).
Ребенок этого возраста физически крепнет, улучшается память,
элементы творчества проявляются во всех видах деятельности.
Основные задачи в рисовании – совершенствовать технику получать
новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться кистью, смешивать
краски, чтобы получать новые цвета оттенки, умело проводить линии в
разных направлениях, и в декоративном рисовании в том числе, создавать
12

элементы узора всем ворсом кисти или концом, учить рисовать
акварельными красками; показать возможность цветового решения одного
образа с помощью нескольких цветов или оттенков.
Основное содержание:
 картинки на песке;
 веселые человечки;
 веселые портреты;
 бабочки красавицы;
 улетает наше лето.
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 компетентность (эстетическая компетентность);
 творческая активность;
 эмоциональность;
 креативность;
 произвольность и свобода поведения;
 инициативность;
 самостоятельность при выборе темы, способов и приема изображения.
Дети четвертого года обучения (6-7 лет).
У детей возрастает уровень самостоятельности, проявляется
потребность в разнообразии тем, характеров, а также индивидуальных
проявлений. Улучшается память, элементы творчества проявляются во всех
видах деятельности.
Основные задачи в рисовании- совершенствовать технику рисования
гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать,
смешивая краски для получения задуманных цветов и оттенков);
самостоятельно выбирать художественные материалы для создания
выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или
пастель, для декоративного панно – гуашь, для предварительных набросков
или эскизов – уголь или простой карандаш.
Основное содержание:
 Цветные чудеса природы;
 Чудо-овощи и чудо-фрукты;
 Чудесные превращения в пятна;
 Птичьи дома;
 Животные жарких стран;
 Наклонись к земле пониже.
Показатели успешности в этом возрасте:
 компетентность (эстетическая компетентность);
 творческая активность;
 эмоциональность;
 креативность;
 произвольность и свобода поведения;
 инициативность;
13

 самостоятельность при выборе темы, способов и приема изображения.
Дети различают реальный и фантазийный «выдуманный» мир в
произведениях изобразительного и декоративно прикладного искусства,
переносят это понимание в собственную художественную деятельность.
Дети самостоятельно выбирают художественные образы, сюжеты
композиций, материалы, инструменты, способы и приемы реализации
замысла.
Развиты композиционные умения: размещают объекты в соответствии
с особенностью их формы, величины, создают композицию в зависимости от
сюжета, изображают более близкие и далекие предметы.
Рабочая программа модуля «Мир вокруг нас» направлена на
освоение детьми способов и приемов изображения знакомых предметов на
основе доступных средств художественно- образной выразительности
(форма, ритм, динамика) в сюжетном рисовании.
Дети первого года обучения (3-4 года).
Задачи Программы для этого возраста: в рисовании – развивать
восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях
окружающей действительности, создавать условия для их активного
познания и на этой основе учить детей; отображать свои представления и
впечатления об окружающем мире доступными графическими и
живописными средствами.
Основное содержание:
 Разноцветные клубочки;
 Рисование на мокрой бумаге;
 Цветочная поляна;
 Веточка рябины;
 Мой веселый звонкий мяч;
 Разноцветные мячики;
 Ягодка за ягодкой;
 Яблоко с листочком;
 Мышка и репка;
 Падают, падают листья;
 Светлячок;
 Сороконожка в магазине;
 Серпантин.
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 творческая активность;
 эмоциональность;
 дети видят цельный художественный образ в единстве изобразительновыразительных средств;
 ориентируются в понятии форма, цвет, величина, количество;
 имеют представление о внешне виде растений и животных.
Дети второго года обучения (4-5 лет).
14

Задачи Программы для этого возраста: учить детей создавать с натуры
или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные
признаки изображаемых объектов через обрисовывающий жест; учить
координировать движения рисующей руки (широкие движения при
рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие – для
прорисовывания деталей, ритмичные - для рисования узоров); варьировать
формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий,
мазков, пятен, геометрических форм.
Основное содержание:
 Храбрый петушок;
 Яблоко-спелое, красное, сладкое;
 «Кисть рябинки, гроздь калинки»;
 Зайка серенький стал беленьким;
 Наша елочка;
 Мышка и Мишка.
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 компетентность (эстетическая компетентность);
 творческая активность;
 эмоциональность;
 креативность;
 произвольность и свобода поведения;
 инициативность;
 самостоятельность при выборе темы, способов и приема изображения.
Дети третьего года обучения (5-6 лет).
Задачи художественно-творческого развития детей: поощрять детей
воплощать в художественной форме свои представления, переживания,
чувства, мысли; обогащать содержание изобразительной деятельности в
соответствии с задачами познавательного и социального развития детей
старшего дошкольного возраста.
Основное содержание:
 Еловые веточки,
 Веселое лето,
 Деревья в нашем парке,
 Загадки с грядки,
 Осенние листья,
 Лиса-кумушка и лисонька-голубушка,
 Волшебные снежинки,
 Веселые клоуны.
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 компетентность (эстетическая компетентность);
 творческая активность;
 эмоциональность;
 креативность;
15

 произвольность и свобода поведения;
 инициативность;
 самостоятельность при выборе темы, способов и приема изображения.
Дети четвертого года обучения (6-7 лет).
Задачи художественно-творческого развития детей: поощрять детей
воплощать в художественной форме свои представления, переживания,
чувства, мысли; обогащать содержание изобразительной деятельности в
соответствии с задачами познавательного и социального развития детей
старшего дошкольного возраста. Активизировать выбор сюжетов о семье,
жизни в детском саду, бытовых, общественных, природных явлениях.
Поощрять интерес к изображению человека (портрет, семейный портрет).
Основное содержание:
 С чего начинается Родина;
 Веселые качели;
 Картинки на песке;
 Лес, точно терем расписной;
 Летят перелетные птицы;
 По горам, по долам: «Дремлет лес под сказку сна»;
 Рисование по представлению;
 Лето-маленькая жизнь.
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 компетентность (эстетическая компетентность);
 творческая активность;
 эмоциональность;
 креативность;
 произвольность и свобода поведения;
 инициативность;
 самостоятельность при выборе темы, способов и приема изображения;
Дети различают реальный и фантазийный «выдуманный» мир в
произведениях изобразительного и декоративно прикладного искусства,
переносят это понимание в собственную художественную деятельность.
Дети самостоятельно выбирают художественные образы, сюжеты
композиций, материалы, инструменты, способы и приемы реализации
замысла.
Развиты композиционные умения: размещают объекты в соответствии
с особенностью их формы, величины, создают композицию в зависимости от
сюжета, изображают более близкие и далекие предметы.
Модуль «Цветные ладошки» направлен на знакомство детей с
нетрадиционными техниками рисования, упражнений, игр и разнообразных
средств в изобразительном творчестве. Использование тематических
литературных произведений, музыкального, фольклорного и игрового
материала позволяет делать занятия доступными, интересными,
содержательными и познавательными.
16

Нетрадиционные техники:
 оттиск печатками из овощей;
 тычок жесткой кистью;
 оттиск печатками из ластика;
 оттиск поролоном;
 восковые мелки и акварель;
 свеча и акварель;
 отпечатки листьев;
 рисунки из ладошек;
 волшебные веревочки;
 кляксография;
 монотопия;
 печать по трафарету.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование
позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее,
развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же
эта работа способствует развитию координации движений, внимания,
памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях
выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.
Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть
образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых
изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети
осваивают художественные приемы и интересные средства познания
окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.
Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей
при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит
те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится
роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал,
на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов
рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и
воображение, вызывает желание придумывать новые композиции,
развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями,
песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе
рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают
предположения, упражняются
во всех
типах коммуникативных
высказываний.
Дети первого года обучения (3-4 года).
Задачи Программы для этого возраста: в рисовании – развивать
восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях
окружающей действительности, создавать условия для их активного
познания и на этой основе учить детей. Отображать свои представления и
впечатления об окружающем мире доступными графическими и
живописными средствами. Развивать сенсорные основы изобразительной
17

деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительная,
осязательное,
кинестетическое)
и
цвета.
Интегрировать
виды
изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между
собой; развивать мелкую моторику рук.
Основное содержание:
 Солнечные лучики;
 Бабочки;
 Птички;
 Кисточка гуляет по бумаге;
 Пакетики для кукол;
 Картинки на песке;
 Красивые листочки;
 Кисточка танцует;
 Ласточки танцуют;
 «Ветерок, подуй слегка!»;
 «Дождик, дождик, веселей!»;
 Вот какие ножки, у сороконожки!;
 Вот ежик - ни головы, ни ножек!;
 Вот какая елочка! Праздничная елочка! Вкусные картинки;
 Угощайся, зайка;
 Одуванчики;
 Цветы на лугу.
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 творческая активность;
 эмоциональность;
 дети видят цельный художественный образ в единстве изобразительновыразительных средств;
 ориентируются в понятии форма, цвет, величина, количество;
 имеют представление о внешне виде растений и животных.
Дети второго года обучения (4-5 лет).
Основные задачи в рисовании – развивать восприятие детей,
формировать представление о предметах и явлениях окружающей
действительности, создавать условия для их активного познания и на этой
основе учить детей: отображать свои представления и впечатления об
окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.
Развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие
предметов различной формы (зрительная, осязательное, кинестетическое) и
цвета. Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных
вариантах их сочетания между собой; развивать мелкую моторику рук.
Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового
экспериментирования с художественными материалами. Воплощать в
художественной форме свои представления, чувства поддерживать
личностное творческое начало.
18

Основное содержание:
 Листопад;
 Осеняя фантазия;
 Кисти рябинки, гроздь калинки;
 Золотые подсолнухи;
 Чудо овощи;
 Зайка серенький;
 Морозные узоры;
 Храбрый петушок;
 Колючая сказка;
 В волшебном подводном мире.
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
компетентность (эстетическая компетентность);
творческая активность;
эмоциональность;
креативность;
произвольность и свобода поведения;
инициативность;
самостоятельность при выборе темы, способов и приема изображения.
Дети третьего года обучения (5-6 лет).
Основные задачи в рисовании – развивать восприятие детей,
формировать представление о предметах и явлениях окружающей
действительности, создавать условия для их активного познания и на этой
основе учить детей: отображать свои представления и впечатления об
окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.
Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их
сочетания
между
собой.
Создавать
условия
для
свободного,
самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными
материалами. Воплощать в художественной форме свои представления,
чувства поддерживать личностное творческое начало.
Основное содержание:
 Листопад;
 Осеняя фантазия;
 Кисти рябинки, гроздь калинки;
 Золотые подсолнухи;
 Чудо овощи;
 Морозные узоры;
 Храбрый петушок;
 Колючая сказка;
 В волшебном подводном мире;
 Плюшевый медвежонок;
 Березка
 Красивые картинки из разноцветной нитки
19

 Космический пейзаж;
 Салют Победе!
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 компетентность (эстетическая компетентность);
 творческая активность;
 эмоциональность;
 креативность;
 произвольность и свобода поведения;
 инициативность;
 самостоятельность при выборе темы, способов и приема изображения.
Дети четвертого года обучения (6-7 лет).
Основные задачи в рисовании – развивать восприятие детей,
формировать представление о предметах и явлениях окружающей
действительности, создавать условия для их активного познания и на этой
основе учить детей: отображать свои представления и впечатления об
окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.
Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их
сочетания
между
собой.
Создавать
условия
для
свободного,
самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными
материалами. Воплощать в художественной форме свои представления,
чувства поддерживать личностное творческое начало. Совершенствовать
специфические умения во всех видах изобразительной деятельности.
Основное содержание:
 Листопад;
 Осеняя фантазия;
 Кисти рябинки, гроздь калинки;
 Золотые подсолнухи;
 Чудо овощи;
 Морозные узоры;
 Зимние напевы;
 Храбрый петушок;
 Верблюд в пустыне;
 Колючая сказка;
 В волшебном подводном мире;
 Плюшевый медвежонок;
 Березка
 Красивые картинки из разноцветной нитки
 Космический пейзаж;
 Салют Победе!;
 Музыкальный рисунок.
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 компетентность (эстетическая компетентность);
 творческая активность;
20







эмоциональность;
креативность;
произвольность и свобода поведения;
инициативность;
самостоятельность при выборе темы, способов и приема изображения.
Дети различают реальный и фантазийный «выдуманный» мир в
произведениях изобразительного и декоративно прикладного искусства,
переносят это понимание в собственную художественную деятельность.
Дети самостоятельно выбирают художественные образы, сюжеты
композиций, материалы, инструменты, способы и приемы реализации
замысла.
Развиты композиционные умения: размещают объекты в соответствии
с особенностью их формы, величины, создают композицию в зависимости от
сюжета, изображают более близкие и далекие предметы.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство» направлен на
знакомство детей с декоративно-прикладным искусством для обогащения
зрительных впечатлений и показа условно-обобщенной трактовки
художественных образов.
Дети первого года обучения (3-4 года).
Задачи Программы для этого возраста: знакомить детей с народной
игрушкой (филимоновской, дымковской, семеновской, богородской).
Развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и
явлениях окружающей действительности, создавать условия для их
активного познания и на этой основе учить детей: отображать свои
представления и впечатления об окружающем мире доступными
графическими и живописными средствами; развивать сенсорные основы
изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы
(зрительная, осязательное, кинестетическое) и цвета. Интегрировать виды
изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между
собой. Развивать мелкую моторику рук;
Основное содержание:
 Веселые игрушки;
 Лоскутное одеяло;
 Постираем платочки;
 Вкусное угощение;
 Цветок для мамы;
 Неваляшка танцует;
 Солнышко-колоколнышко!;
 Вот какие у нас птички!;
 Конек-горбунок;
 Филимоновские игрушки;
 Дымковский Олежек;
 Постираем коврик для кота.
21

Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 творческая активность;
 эмоциональность;
 дети видят цельный художественный образ в единстве изобразительновыразительных средств;
 ориентируются в понятии форма, цвет, величина, количество;
 имеют представление о внешне виде растений и животных.
Дети второго года обучения (4-5 лет).
Основные задачи в рисовании знакомить детей с народной игрушкой
(филимоновской, дымковской, семеновской, богородской). Развивать
восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях
окружающей действительности, создавать условия для их активного
познания и на этой основе учить детей: отображать свои представления и
впечатления об окружающем мире доступными графическими и
живописными средствами. Развивать сенсорные основы изобразительной
деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительная,
осязательное,
кинестетическое)
и
цвета.
Интегрировать
виды
изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между
собой; развивать мелкую моторику рук. Создавать условия для свободного,
самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными
материалами. Воплощать в художественной форме свои представления,
чувства, поддерживать личностное творческое начало.
Основное содержание:
 Веселые игрушки;
 Лоскутное одеяло;
 Красивые салфетки;
 Вкусное угощение;
 Цветок для мамы;
 Неваляшка танцует;
 Вот какие у нас птички;
 Конек-горбунок
 Филимоновские игрушки- свистульки;
 Курочка и петушок;
 Дымковская игрушка;
 Веселые матрешки.
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 компетентность (эстетическая компетентность);
 творческая активность;
 эмоциональность;
 креативность;
 произвольность и свобода поведения;
 инициативность;
22

 самостоятельность при выборе темы, способов и приема изображения.
Дети третьего года обучения (5-6 лет).
Основные задачи в рисовании - формировать представление о
художественных ремеслах, знакомить с произведениями русских мастеров
(гжель, хохлома, жостовская роспись, урало-сибирская роспись,
нижнетагильская роспись, Городецкая роспись). Развивать восприятие детей,
формировать представление о предметах и явлениях окружающей
действительности, создавать условия для их активного познания и на этой
основе учить детей. Отображать свои представления и впечатления об
окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.
Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их
сочетания
между
собой.
Создавать
условия
для
свободного,
самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными
материалами. Воплощать в художественной форме свои представления,
чувства поддерживать личностное творческое начало.
Основное содержание:
 Веселые игрушки;
 Лоскутное одеяло;
 Красивые салфетки;
 Цветок для мамы;
 Конек-горбунок
 Филимоновские игрушки- свистульки;
 Курочка и петушок;
 Дымковская игрушка;
 Веселые матрешки
 Начинается январь, открываем календарь;
 Фантастические цветы;
 Жостовский поднос;
 Городецкие цветы;
 Бело-синее чудо;
 Дымковская барышня;
 Хохломская ваза.
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
компетентность (эстетическая компетентность);
творческая активность;
эмоциональность;
креативность;
произвольность и свобода поведения;
инициативность;
самостоятельность при выборе темы, способов и приема изображения.
Дети четвертого года обучения (6-7 лет).
Основные задачи в рисовании - формировать представление о
художественных ремеслах, знакомить с произведениями русских мастеров
23

(гжель, хохлома, жостовская роспись, урало-сибирская роспись,
нижнетагильская роспись, Городецкая роспись). Развивать восприятие детей,
формировать представление о предметах и явлениях окружающей
действительности, создавать условия для их активного познания и на этой
основе учить детей отображать свои представления и впечатления об
окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.
Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их
сочетания
между
собой.
Создавать
условия
для
свободного,
самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными
материалами. Воплощать в художественной форме свои представления,
чувства поддерживать личностное творческое начало. Совершенствовать
специфические умения во всех видах изобразительной деятельности.
Основное содержание:
 Веселые игрушки;
 Лоскутное одеяло;
 Красивые салфетки;
 Цветок для мамы;
 Конек-горбунок
 Филимоновские игрушки- свистульки;
 Веселые матрешки
 Начинается январь, открываем календарь;
 Фантастические цветы;
 Жостовский поднос;
 Городецкие цветы;
 Бело-синее чудо;
 Дымковская барышня;
 Городецкая птица;
 Снежный дворец;
 Лебедушка;
 Хохломская посуда;
 Сказочная птица.
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 компетентность (эстетическая компетентность);
 творческая активность;
 эмоциональность;
 креативность;
 произвольность и свобода поведения;
 инициативность;
 самостоятельность при выборе темы, способов и приема изображения.
Дети различают реальный и фантазийный «выдуманный» мир в
произведениях изобразительного и декоративно прикладного искусства,
переносят это понимание в собственную художественную деятельность.
24

Дети самостоятельно выбирают художественные образы, сюжеты
композиций, материалы, инструменты, способы и приемы реализации
замысла. Развиты композиционные умения: размещают объекты в
соответствии с особенностью их формы, величины, создают композицию в
зависимости от сюжета, изображают более близкие и далекие предметы.
2.2. Оценочные материалы
Мониторинг развития детей в изобразительной деятельности
проводится педагогом для составления плана работы с детьми 2 раза: в
начале и конце учебного года.
Основной метод педагогической диагностики – экспресс-наблюдение
проявлений детей в процессе движения в условиях выполнения обычных или
специально подобранных заданий на основе репертуара программы и
включает в себя следующие параметры:
1. Компетентность.
2. Творческая активность.
3. Эмоциональность (возникновение «умных эмоций»).
4. Креативность (творческие проявления).
5. Произвольность и свобода поведения.
6. Инициативность.
7. Самостоятельность и ответственность.
8. Способность к самооценке.
Педагог дополнительного образования вносит полученные результаты
в таблицу в начале и конце учебного года. (Приложение № 1)
Отметка о результате освоения модуля программы не является оценкой
успешности ребенка, а необходима педагогу для построения
индивидуализации обучения.
Диагностические критерии освоения программы кружка творчества
«Акварелька»:
Младший (3-4 года) и средний возраст (4-5 лет)
критерий
Изобразительные
навыки

высокий
1.Умение держать
правильно
карандаш, кисть.
2. Умение проводить
прямые
горизонтальные
линии.
3. Умение проводить
прямые
вертикальные
линии.
4. Умение рисовать
предметы округлой
формы.
5. Умение ритмично
наносить мазки.
6. Умение называть

средний
1.Умение держать
правильно
карандаш, кисть при
помощи взрослого.
2.Умение проводить
прямые
горизонтальные
линии при помощи
взрослого.
3.Умение проводить
прямые
вертикальные линии
при помощи
взрослого.
4.Умение рисовать
предметы округлой
формы при помощи

ниже среднего
1. Не может
правильно держать
карандаш, кисть.
2.Не умеет
проводить прямые
горизонтальные
линии.
3.Не умеет
проводить прямые
вертикальные
линии.
4.Не умеет рисовать
предметы округлой
формы.
5.Не умеет ритмично
наносить мазки.
6.Не умеет называть
25

изображение

Креативность
(творческое
проявление)

Проявление
психических
процессов

взрослого.
5.Умение ритмично
наносить мазки при
помощи взрослого.
6.Умение называть
изображение.
1.Искренность,
1.Искренность,
непосредственность; непосредственность;
2.Увлеченность;
2.Увлеченность;
3.Интерес;
3.Интерес;
4.Творческое
4.Творческое
воображение;
воображение;
5.Характер
5.Характер
вхождения в образ;
вхождения в образ;
6.Специфические
6.Специфические
способности.
способности.
1. Без труда
1. Без труда
запоминает технику запоминает технику
рисования.
рисования.
2. Внимателен на
2. Внимателен на
занятиях, не
занятиях, не
отвлекается во время отвлекается во время
рисования.
рисования.
3. Понимает
3. Понимает
объяснения,
объяснения,
достаточно точно
достаточно точно
может
может
воспроизвести
воспроизвести
движения рук.
движения рук.

изображение.

1.Неискренность,
нет
непосредственности;
2.Неувлеченность;
3.Нет интереса;
4.Нет творческого
воображения;
5. Нет характера
вхождения в образ.
1.С трудом
запоминает
технику рисования.
2. Невнимателен на
занятиях,
отвлекается во
время рисования.
3.Непонимает
объяснения,
достаточно точно не
может
воспроизвести
движения рук.

Дошкольный возраст (5-7 лет)

Изобразительные навыки

критерий

высокий
1.Нахождение
адекватных
выразительноизобразительных
средств для создания
художественного
образа;
2.Склонность к
экспериментированию
с художественными
материалами и
инструментами;
3.Индивидуальный
подчерк
детского
рисунка;
4.Самостоятельность
при выборе
темы.

средний
1.Нахождение
адекватных
выразительноизобразительных
средств для создания
художественного
образа;
2.Склонность к
экспериментированию
с художественными
материалами и
инструментами;
3.Индивидуальный
подчерк
детского
рисунка;
4.Самостоятельность
при выборе
темы.

ниже среднего
1.Не может найти
адекватные
выразительноизобразительные
средства для создания
художественного
образа;
2.Нет склонности к
экспериментированию
с художественными
материалами
и
инструментами;
3.Нет
индивидуального
подчерка
детского
рисунка;
4.Нет
самостоятельности
при выборе темы.
26

Эмоциональная
сфера
Креативность
(творческие
проявления)

Проявление
некоторых
психических
процессов

Умеет выражать свои
чувства в
рисунке.
1. С удовольствием
рисует, придумывает
оригинальные
композиции.
2.Способность
к
интерпретации
художественных
образов.
3.Оригинальность и
вариативность
как
способов
решения
творческой
задачи,
так
и
результата
детского творчества.
4.Самостоятельность
при выборе
сюжета, композиции.

Иногда выражает свои
чувства в
рисунке.
1. С удовольствием
рисует,
придумывает
оригинальные
композиции.
2.Способность
к
интерпретации
художественных
образов.
3.Оригинальность и
вариативность
как способов решения
творческой
задачи,
так
и
результата
детского творчества.
4.Самостоятельность
при выборе сюжета,
композиции.
1. Искренность,
1. Искренность,
непосредственность;
непосредственность;
2.Увлеченность;
2.Увлеченность;
3.Интерес;
3.Интерес;
4.Творческое
4.Творческое
воображение;
воображение;
5.Характер вхождения 5.Характер вхождения
в образ.
в образ.

Не умеет выражать
свои
чувства в рисунке.
1. Без удовольствия
рисует,
не
придумывает
оригинальные
композиции.
2. Нет способности к
интерпретации
художественных
образов.
3.Нет оригинальности
и вариативности как
способов
решения
творческой задачи,
так
и
результата
детского творчества.
4.
Не
выбирает
сюжета, композиции.
1.В рисунках нет
чувства искренности,
пепосредственности.
2.Нет увлеченности;
3.Не
проявляет
интереса;
4. Не проявляется
творческое
воображение;
5.Нет вхождения в
образ.

Формой подведения итогов реализации программы кружка творчества
«Акварелька» являются тематические выставки, открытые занятия, участие в
районных и городских конкурсах детского творчества.
2.3. Особенности взаимодействия педагогов с семьями
воспитанников
Формы взаимодействия с семьями воспитанников:
1. Совместная организация выставок произведений искусства с целью
обогащения художественно – эстетических представлений детей.
2. Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.
3. Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об
эстетическом воспитании детей.
4. Организация тематических консультаций по разным направлениям
художественно-эстетического воспитания ребенка.
5. Организация мероприятий, направленных на распространение семейного
опыта художественно-эстетического воспитания ребенка.
6. Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с
27

привлечением родителей.
7. Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок
детей и родителей.
3. Организационный раздел.
3.1. Описание материально-технического обеспечения
рабочей программы
Оборудование помещения для кружка творчества соответствует росту
и возрасту детей. В кабинете имеется необходимое игровое оборудование,
технические средства, дидактические пособия.
Оборудование:
 столы;
 стулья.
Атрибуты:
 акварельные краски;
 гуашь;
 восковые и масляные мелки;
 свеча;
 ватные палочки;
 поролоновые печатки;
 коктейльные трубочки;
 палочки или старые стержни для процарапывания;
 матерчатые салфетки;
 стаканы для воды (неразливайка двойная);
 подставки под кисти;
 кисти разных размеров;
 подставки под карандаши;
 маркеры;
 фломастеры;
 пастель;
 цветные карандаши;
 простые карандаши;
 гелевые ручки;
 альбомные листы;
 фартуки;
 салфетки бумажные
 стиральные резинки.
Технические средства:
 магнитная доска;
 мольберт;
 проектор с мобильным экраном.

28

3.2. Календарный учебный график
содержание

Возрастные группы
младшая средняя
старшая
подготовительная
1
2
2
2
Количество групп
Начало
учебного 02.09.2024 02.09.2024 02.09.2024 02.09.2024
года
31.05.2025 31.05.2025 31.05.2025 31.05.2025
Окончание
учебного года
29.12.2024 29.12.2024 29.12.2024 29.12.2024 Период каникул
08.01.2025
08.01.2025 08.01.2025 08.01.2025
Продолжительность 36 недель 36 недель 36 недель 36 недель
учебного года
17 недель 17 недель 17 недель 17 недель
1 полугодие
19 недель 19 недель 19 недель 19 недель
2 полугодие
2
2
2
2
Количество занятий
в неделю
72
72
72
72
Количество занятий
в год
15 минут
20 минут
25 минут
30 минут
Длительность
занятия
Объем
недельной 30 минут
дополнительной
образовательной
нагрузки

40 минут

50 минут

60 минут

3.3. Обеспеченность методическими материалами
и средствами общения и воспитания
1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» – М.:
Синтез, 2004.
2. Горяева Н.А. Маленький художник: Пособие для работы с детьми 34,4-5,5-6.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду.
Часть 1. – М.: Скрипторий, 2010.
4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду.
Часть 2. – М.: Скрипторий, 2010.
5. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста:
«Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» – М.:
Синтез, 2004.
6. Королева Н.В. «Занятия по рисованию» – М.: Сфера, 2010г.
29

7. Лыкова И. А. «Цветные ладошки» – М.: Издательский дом «Цветной
мир»2014.
8. Петрова И.М. «Объемная аппликация» – М.: Детство-Пресс, 2002.
9. Утробина К. К. «Рисованием тычком» – М.: Синтез 2004г
10. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки.
11. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в д/саду» –
М.: Владос, 2003.
12. Серия «Мир в картинках»:
 Филимоновская народная игрушка. -М.: Мозаика-Синтез,
 Городецкая роспись по дереву. -М.: Мозаика-Синтез,
 Хохлома. -М.: Мозаика-Синтез,
 Гжель. -М.: Мозаика-Синтез,
 Волшебный пластилин. -М.: Мозаика-Синтез,
 Городецкая роспись. -М.: Мозаика-Синтез,
 Дымковская игрушка. -М.: Мозаика-Синтез,
 Филимоновская игрушка. -М.: Мозаика-Синтез,
 Хохломская роспись. -М.: Мозаика-Синтез,
 Простые узоры и орнаменты. -М.: Мозаика-Синтез,
 Сказочная Гжель. -М.: Мозаика-Синтез.
3.4. Особенности развивающей предметно-пространственной среды
Организация развивающей предметно-пространственной среды по
развитию изобразительной деятельности в соответствии с федеральным
образовательным стандартом дошкольного образования отвечает следующим
требованиям.
Насыщенность
Развивающая среда по организации изобразительной деятельности
имеет разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Она
обеспечивает творческую активность всех воспитанников, их эмоциональное
благополучие, эстетическое развитие и возможность самовыражения.
Трансформируемость пространства
Предполагает возможность изменений предметно-пространственной
среды в зависимости от образовательной ситуации. Все элементы комплекса
по изобразительной деятельности могут преобразовываться самыми разными
способами. Помещение по желанию детей может быть преобразовано в
«выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т.д.
Полифункциональность материалов
Возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды. Наличие в группе полифункциональных (не обладающих
жёстко закреплённым способом употребления) предметов (природного,
бросового материала).
Вариативность среды
Наличие различных пространств для реализации изобразительной
деятельности. Периодическая сменяемость, обновление предметноразвивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с
30

учетом специфики восприятия ребенком позволяет решать задачи развития
творческой активности детей.
Доступность среды
Среда организована так, чтобы материалы и оборудование,
необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в
поле зрения ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за
помощью к взрослому, в том числе и дети с ограниченными возможностями.
Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место:
во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует
глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут
понадобиться для занятий другим детям или этому же ребенку. Выставочные
места доступны для обзора детям.
Безопасность
Оборудование соответствует возрастным особенностям детей (учет
требований антропометрии, психофизиология восприятия цвета, формы,
величины).

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».