Содержание
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3. Содержание общеразвивающей программы
1.4. Планируемые результаты освоения программы
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
3. Список литературы
1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих
мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и
является его приоритетным направлением. Для эстетического развития
личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная
деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.
Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей
эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также
творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития
детей, а также развития их творческих способностей представляет
театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены
дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые
проводит педагог (воспитатель) старшей и подготовительной к школе группе.
Настоящая программа является дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой художественной направленности.
Использование рабочей программы позволяет стимулировать
способность детей к образному и свободному восприятию окружающего
мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь
параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и
обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не
единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что
не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для
всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным
точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию,
воображение, общение с окружающими людьми.
Настоящая Рабочая программа описывает курс подготовки по
театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—7 лет
(старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе
обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для
ДОУ с учетом обновления содержания по различным рабочим программам,
описанным в литературе.
Актуальность общеразвивающей программы: занятия театральной
деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка;
способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления
к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов
действия,
развитию
ассоциативного
мышления;
настойчивости,
целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при
проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью
требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия,
что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка
развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и
изобретательность, способность к импровизации. Театральная деятельность и
частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации
творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и
повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя,
которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать
товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют
речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных
и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать
пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли
позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир
фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся
более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать
свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать
окружающий мир.
Отличительные особенности общеразвивающей программы:
данная программа даёт возможность каждому ребёнку с разными
способностями реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и
в сольном исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль,
элементы костюма, музыкальное сопровождение. Важно отметить
практическую направленность программы, позволяющую участвовать детям
в различных формах театрализованной деятельности.
Адресат общеразвивающей программы: дети дошкольного возраста с
5 до 7 лет. Дети старшего дошкольного возраста живо интересуются театром
как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и
театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения
для зрителей и для работников театра. Интересны детям и театральные
профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже
знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их,
когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра
помогут специальные игры - беседы, викторины.
Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети
играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где
персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения
регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети
продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра:
настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать
диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется умение
использовать
в
своей
театрализованной
деятельности
средства
выразительности, характеризующие художественный образ. Развиваются
навыки инсценирования, умения изображать сказочных животных и птиц,
эмоции, возникающие в ходе игровых действий с персонажами. Формируется
умение развивать сюжет на основе знаний, полученных из литературных
произведений. Развивается интерес к театрализованной игре по средствам
выполнения игровых действий. Дети выражают желание попробовать себя в
разных ролях. Формируется умение работать в творческой группе по
подготовке и проведению спектаклей, использовать все имеющиеся
возможности. Развивается умение выстраивать линию поведения в роли,
используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками.
Продолжает
развиваться
фонематический
слух,
интонационная
выразительность речи, монологическая речь.
Режим занятий: первый год обучения: 2 раза в неделю по 25 минут,
72 занятия в год; второй год обучения: 2 раза в неделю по 30 минут, 72
занятия в год.
Объем общеразвивающей программы: общее количество учебных
часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы – 76 часов; продолжительность первого года обучения – 30 часов,
второго года обучения – 36 часов.
Срок
освоения
общеразвивающей
программы
определяется
содержанием программы и составляет 2 года обучения: первый год обучения
– 36 недель, второй год обучения – 36 недель.
Уровневость общеразвивающей программы: стартовый уровень.
Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных
форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
Формы обучения: очная, групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, мастер-класс, открытое
занятие и др.
Формы подведения результатов: педагогическое наблюдение,
театральные постановки, открытые занятия, участие в конкурсах,
праздниках, наглядная информация для родителей (фотоотчеты,
презентации), театрализованные представления, конкурсы творческого
мастерства и т.д.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы — развитие творческих
способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи общеразвивающей программы:
- обучающие:
Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров
(кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных
видов.
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный
опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных
профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театре города
Екатеринбурга.
- развивающие:
Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в
разных ролях.
Развивать внимание, воображение, фантазию.
- воспитательные:
Создать условия для развития творческой активности детей,
участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения
детьми различных видов творчества по возрастным группам.
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и
взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей,
сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед
младшими и пр.).
Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию
творческого потенциала.
Принципы проведения театрализованной деятельности:
Принцип
адаптивности,
обеспечивающей
гуманный
подход
к
развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и
обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую
защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание
условий для самореализации.
Принцип
целостности
содержания
образования.
Представление
дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и
целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий
его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе
переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и
воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний
должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка
ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой
ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых
знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они
сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных
проблемных задач
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает
опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское»
развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо
«выращивать»
у
дошкольников
способность
переносить
ранее
сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/
п
Названи
е
раздела,
темы
1.
Модуль 1
«Основы
театральн
ой
культуры
»
Модуль 2
«Основы
актерског
о
мастерств
а»
«Модуль
3
«Культур
а техники
речи»
Модуль 4
«Театрал
ьная
деятельн
ость»
2.
3.
4.
Количество часов
Первый год обучения
всего
теория
практика
Второй год обучения
всего теория практика
Формы
аттестации/
контроля
18
4
14
18
3
15
викторина
18
4
14
18
3
15
Театрализов
анное
представлен
ие
18
4
14
18
3
15
Конкурс
творческого
мастерства
18
4
14
18
3
15
Творческий
вечер
Содержание учебного (тематического) плана
1.Модуль 1 «Основы театральной культуры».
Теория: Знакомство с театральными профессиями. Театральные игры. Виды
театров. Правила поведения в театре.
Практика: Упражнения. Викторины.
2. Модуль 2 «Основы актерского мастерства».
Теория: Мимика и жесты. Сценическая пластика. Создание образов с
помощью выразительных пластических движений. Чувство ритма.
Практика: Пантомима. Этюды. Упражнения на пластику движений.
Ритмический этюд. Игры-имитации. Игры-импровизации.
3.Модуль 3 «Культура техники речи».
Теория: Диалогическая речь. Монологическая речь. Интонация. Дикция.
Практика: Игры-импровизации. Упражнения на постановку голоса.
Коммуникативная игра. Артикуляционные игры. Ролевой диалог.
4.Модуль 4 «Театральная деятельность».
Теория: Знакомство с пальчиковым театром. Плоскостной шагающий театр.
Теневой театр. Театр масок.
Практика: Инсценировка сказок. Имитационная игра. Театрализованное
представление. Показ спектакля.
Рабочая программа старшей группы (5 – 6 лет)
Сентябрь
Тема
Знакомство с театром
Мероприятие
Содержание
- Что такое
театр?
- Виды
1.
театров.
Просмотр
- С чего
спектакля в
начинается
детском
театр.
саду
Беседа,
«Первое
просмотр
сентября»
картинок и
видеороликов.
Знакомство с
театральными
профессиями
и их важность.
2.
Знакомство с
Кто работает
устройством
в театре.
театра
«Закулисье».
изнутри.
Беседа,
просмотр
видео- ролика.
3.
Как вести
себя в
театре.
Сюжетноролевая игра
«Театр»
4.
Выездная
экскурсия в
театр
Чтение
стихов,
беседа,
просмотр
видео- ролика.
Деятельность дошкольников
Слушание, посещение экскурсии
Материалы
Взаимодействие
Результат
Знакомство с
понятием театр,
Рассказ
видами театров,
педагога по
воспитание
театральному
эмоциональноМультимедийный мастерству из
положительного
экран
ДДТ о
отношения к
театральных
театру.
представлениях Пополнение
в учреждении
словарного запаса
Посещение
Мультимедийный
ДДТ с
экран
родителями
Разыгрывание
сценок со
сверстниками с
Мультимедийный
активным
экран
участием
воспитателя
группы.
Знакомство с
актерами,
посещение
Атрибуты сцены,
большой
микрофон.
сцены, чтение
стихотворений
со сцены.
Администрация
театра, актеры.
Сопровождение
детей
родительским
комитетом и
педагогами.
Воспитание
эмоциональноположительного
отношения к
театру и людям,
которые там
работают.
Пополнение
словарного запаса.
Знакомство с
правилами
поведения в
театре. Расширять
интерес детей к
активному
участию в
театральных
играх.
Вызвать
эмоциональный
отклик, научить
двигаться на
сцене, не бояться
своего голоса и
зрителей в зале.
Октябрь
Тема
Варежковый и пальчиковый театры.
Просмотр спектакля в детском саду.
Мероприятие
Содержание
5.
Самостоятельная
Знакомство с
игровая
варежковым
деятельность
театром
Артикуляционная
гимнастика;
упражнение
угадай
интонации;
6. Мимика скороговорки;
игра
«Успокой
куклу»;
игра «Теремок»;
отгадываем
загадки
Артикуляционная
гимнастика; игра
«Перебежки»;
скороговорки;
7.
пальчиковые
Сила голоса
игры;
игра «Веселый
бубен», Игра
«Эхо»
Игра «Караван»,
викторина,
загадки, игра
«Энциклопедия»,
8.
игра «Ожившие
Знакомство с
механизмы», игра
пальчиковым
«Найди и исправь
театром
ошибку».
Просмотр
спектакля в
детском саду
Деятельность дошкольников
Игровая деятельность, выполнение
упражнений на мимику, силу голоса.
Просмотр спектакля.
Материалы
Взаимодействие
Результат
Варежковый
театр
Игры со
сверстниками и
педагогом
Освоение
навыков
владения этим
видом
театральной
деятельности
Куклы,
костюмы
героев сказки
«Теремок»,
скороговорки,
загадки
Предварительное
чтение сказки
«Теремок»
Воспитатель
группы
Развитие
мимики;
раскрепощение
через игровую
деятельность
Скороговорки,
бубен
Игры, загадки,
атрибуты
пальчикого
театра
Воспитатель
группы
Развиваем силу
голоса;
работа над
активизацией
мышц губ.
Освоение
навыков
владения этим
Музыкальный
видом
руководитель,
театральной
дети
деятельности.
подготовительной Развлекательное
к школе группы
занятие
для
детей.
Ноябрь
Тема
Плоскостной и конусный театры.
Мероприятие
9.
Знакомство с
плоскостным
шагающим
театром
10.
Пантомима
11.
Сила голоса
и речевое
дыхание
12.
Знакомство с
конусным
настольным
театром
13.
Мимика
жесты
Содержание
Инсценировка
сказок
«Рукавичка»,
«Заюшкина
избушка».
Артикуляционная
гимнастика; игра
«Вьюга»;
упражнения на
развитие
сенсомоторики;
этюд «Старый
гриб»;
пальчиковые
игры
пальчиковые
игры;
этюд «Цветочек»
Артикуляционная
гимнастика; игра
«Гудок»;
скороговорки;
этюд
«Удивительно»;
пальчиковые
игры.
Инсценировка
сказок «Три
поросенка» и
«Кот в сапогах»
Артикуляционная
гимнастика;
игра
«Прекрасный
и цветок»;
игра
«Дует
ветер»;
пальчиковые
игры;
Деятельность дошкольников
Инсценировка сказок. Артикуляционная
гимнастика.
Материалы
Плоскостной
театр,
атрибуты
сказок
«Рукавичка»
и «Заюшкина
избушка»
Игры,
шапочка
гриба,
бумажные
лепестки
цветка
Взаимодействие
Предварительное
чтение сказок
«Рукавичка» и
«Заюшкина
избушка»
родителями.
Привлечение к
показу сказок
воспитателей
других групп
Воспитатель
группы
Игры,
Воспитатель
скороговорки. группы
Атрибуты
сказок «Три
поросенка» и
«Кот в
сапогах»
Игры,
атрибуты
сказки «Волк
и семеро
козлят»
Предварительное
чтение сказок
«Три поросенка»
и «Кот в
сапогах»
родителями
Воспитатель
группы
Результат
Освоение навыков
владения этим
видом театральной
деятельности.
Развиваем умение
концентрироваться
на предмете и
копировать его
через движения;
развиваем
сценическую
раскрепощённость.
Развиваем
силу
голоса и речевого
дыхания;
активизация мышц
губ
Освоение навыков
владения данным
видом театральной
деятельности,
развиваем умение
работать в
команде.
Развиваем
воображение;
Предварительное
учимся с помощью
чтение сказки
мимики
«Волк и семеро
передавать
козлят»
настроение,
воспитателем
эмоциональное
группы
состояние.
игра «Медведь и
елка»;
игра «Солнечный
зайчик»;
этюд «Это я! Это
мое!»
игра «Волк и
семеро козлят»;
игра
«Одуванчик»;
этюд «Великаны
и гномы»;
упражнения
на
тренировку
памяти;
игра «Радуга»;
этюд «Медведь в
лесу»
Декабрь
Тема
Теневой театр и куклы би-ба-бо.
Мероприятие
Содержание
Инсценировка
14.
сказок
Знакомство с «Заюшкина
теневым
избушка», «Гуситеатром
Лебеди».
15.
Рисуем
театр
(конкурс
рисунков «В
театре»)
Совместная
деятельность
детей и
родителей.
Развиваем
мелкую моторику
16.
рук в сочетании с
Знакомство с
речью.
куклами
Инсценировка
би-ба-бо.
сказки «Волк и
лиса»
17.
Артикуляционная
Слух и
гимнастика;
чувство
игра «Лиса и
ритма.
волк»;
Деятельность дошкольников
Инсценировка сказок. Пальчиковые игры.
Материалы
Атрибуты
сказок, ширма
Грамоты и
призы
Куклы би-бабо к сказке
«Волк и лиса»
Игры, накидка
на стул
Взаимодействие
Результат
Освоение
навыков
владения данным
видом
театральной
деятельности.
Развиваем
мелкую
моторику рук в
сочетании с
речью
Организация
Родители,
выставки и
администрация
награждение
детского сада,
грамотами и
как жюри
призами
конкурса.
победителей
конкурса;
Освоение
навыков
Предварительное
владения данным
чтение сказки
видом
воспитателем
театральной
группы
деятельности.
Предварительное
чтение сказки
«Гуси-лебеди»
воспитателем
группы
Привлечение к
показу сказок
детей старшей
группы.
Воспитатель
группы
Развитие слуха и
чувства ритма у
детей
игра «Ловим
комариков»;
игра
«Волшебный
стул»;
пальчиковые
игры;
отгадываем
загадки;
этюд
«Колокола»;
игры- диалоги;
игра «Чудесные
превращения»
Январь
Тема
Штоковый театр
Мероприятие
18.
Театральные
игры
19.
Знакомство с
кукламиговорунчиками
Содержание
Деятельность дошкольников
Игры-импровизации
Материалы
Артикуляционная
гимнастика;
«Что
изменилось?»
«Поймай хлопок»
«Я положил в
мешок..»
Атрибуты к
«Тень»
играм
«Внимательные
звери»
«Веселые
обезьянки»
«Угадай что я
делаю»
Игра викторина с
куклами «Знаете
ли вы ПДД?»
Куклы,
атрибуты
ПДД
Сочиняем сказку
сами.
20.
Знакомство со
штоковым
театром
21.
Штоковый
театр
Артикуляционная
Игры
Взаимодействие
Воспитатель
группы
Результат
Развиваем
игровое
поведение,
готовность к
творчеству;
развиваем
коммуникативные
навыки,
творческие
способности,
уверенность в
себе.
Освоение
навыков владения
данным
видом
Воспитатель
театральной
группы
деятельности.
Повторить
с
детьми основные
ПДД
Освоение
навыков владения
данным видом
театральной
Воспитатель
деятельности.
группы
Побудить детей
импровизировать
и самих
придумывать
сюжет для театра.
Предварительное Развиваем умение
Сценическая
пластика
гимнастика;
игра «Не
ошибись»;
игра «Если гости
постучали»;
пальчиковые
игры «Бельчата»;
этюд «Гадкий
утенок»
чтение сказки
«Гадкий утенок»
воспитателем
группы
передавать через
движения тела
характер
животных
Февраль
Тема
Театр деревянных игрушек. Магнитный театр.
Театр-оригами.
Мероприятие
Содержание
Материалы
Артикуляционная
гимнастика;
этюд на
22.
расслабление
Скороговорки,
Расслабление мышц «Штанга»;
атрибуты к
мышц
игра «Волк и
играм
овцы»;
скороговорки;
пальчиковые
игры
23.
Инсценировка
Знакомство с
сказки «Репка»,
Деревянные
театром из
«Три поросёнка»,
фигурки,
деревянных
самостоятельная
резиновые
фигурок,
деятельность.
игрушки,
резиновых
магнитный
игрушек
театр,
(персонажи из
атрибуты к
мультфильмов).
сказкам
Магнитный
театр.
Изготовление
кукол-оригами
для театра.
Инсценировка
сказки «Кот и
пес».
24.
Театр куколГрамоты,
оригами.
призы
Деятельность дошкольников
Изготовление кукол для театра.
Управление эмоциями.
Взаимодействие
Воспитатель
группы
Воспитатель
группы
Конкурс
«Игрушка для
театрального
уголка своими
руками»
(семейное
видео или
фото о том,
как это
делалось)
Совместная
деятельность
детей и
родителей
Организация
выставки и
Результат
Развиваем
умение владеть
собственным
телом;
управлять
собственными
мышцами.
Освоение
навыков
владения
данным видом
театральной
деятельности.
Ощутить себя
«творцами»
кукол
награждение
грамотами и
призами
победителей
конкурса.
25.
Чувства,
эмоции
Артикуляционная
гимнастика;
Упражнения на
тренировку
памяти;
Игра «Заря»;
этюд «Отряхнем
руки»;
пальчиковые
игры
этюд «любимая
игрушка»;
игра «Старый
сом»;
упражнения на
развитие
сенсорной
моторики;
игра «Кошка и
скворушки»;
игра «Почта»;
этюд «Кривое
зеркало»
Знакомство с
миром чувств и
эмоций;
развиваем
умение
передавать
чувства и
эмоции, учимся
овладевать ими
Атрибуты к
играм
Воспитатель
группы
Март
Тема
Деятельность дошкольников
Придумывание сценок и сказок
самостоятельно
Театр масок
Мероприятие
26.
Знакомство с
театром масок
27.
Демонстрация
театра на
фланели.
Содержание
Инсценировки
сказок «Мужик и
Медведь»,
«Волк и Семеро
козлят»
«Курочка Ряба»
Материалы
Взаимодействие
Предварительное
чтение сказок
«Мужик и
Медведь»,
«Волк и Семеро
козлят»
«Курочка Ряба»
родителями
Сочиняем сказку
сами.
Фланелеграф, Воспитатель
фигурки
группы
животных
Результат
Освоение
навыков
владения
данными видами
театральной
деятельности
Освоение
навыков
владения данным
видом
театральной
деятельности.
Побудить детей
импровизировать
и самих
придумывать
28.
Инсценировка
шутокмалюток
29.
Культура и
техника речи
Артикуляционная
гимнастика;
Игра
Игры
«Птицелов»;
пальчиковые
игры
Артикуляционная
гимнастика
«Считай до пяти»
«Больной зуб»
«Укачиваем
Повязка,
куклу»
кукла,
«Игра со свечой» свечка, мяч
«Самолет»
«Мяч эмоций»
Апрель
Тема
Репетиция сказки «Красная шапочка»
Мероприятие
30-31
Подготовка к
инсценировке
сказки
«Красная
шапочка на
новый лад»
Содержание
Артикуляционная
гимнастика.
Разучивание
ролей с детьми;
Артикуляционная
гимнастика.
Разучивание
ролей с детьми;
изготовление
костюмов
и
декораций.
Воспитатель
группы
Воспитатель
группы
сюжет для
театра.
Работа над
развитием речи,
интонацией,
логическим
ударением
Формируем
правильное
четкое
произношение
(дыхание,
артикуляцию,
дикцию);
развиваем
воображение;
расширяем
словарный запас
Деятельность дошкольников
Разучивание сценария
Материалы
Взаимодействие
Результат
Развитие
эмоциональной,
Предварительное связно - речевой
чтение сказки
сферы у детей
воспитателем
группы
Музыкальный
руководитель,
родители.
Костюмы для
инсценировк
и сказки,
декорации,
сценарий
сказки
Май
Тема
Показ сказки
Мероприятие
Содержание
Деятельность дошкольников
Театрализованное представление.
Материалы
Показ спектакля
Костюмы для
родителям.
32.
инсценировки
Театрализованное
сказки,
представление
декорации
Мониторинг
Взаимодействие
Результат
Музыкальный
руководитель,
родители.
Итоговое
занятие.
Показать чему
дети научились
за год.
Рабочая программа подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)
Сентябрь
Тема
Деятельность дошкольников
Игры, ряженье, просмотр кукольного
театра
Кукольный театр
Мероприятие
1.
Кукольный
театр
2.
«Изменю себя
друзья,
догадайтесь
кто же я »
3.
«Пойми меня»
4.
«Игры с
бабушкой
Забавушкой »
Содержание
Просмотр
спектакля в
исполнении
артистов. Беседа
после
представления с
детьми об
увиденном, что
больше всего
понравилось.
Материалы
Привезенные
атрибуты
кукольного
театра
Взаимодействие
Результат
Увидеть своими
глазами что такое
театр, как он
устроен, как
Приглашенный
работают
выездной
артисты.
кукольный
По возможности
театр
заглянуть за
кулисы.
Беседа с детьми.
Ряженье
в
Костюмы для
костюмы.
Воспитатель
детей
Имитационные
этюды.
Отгадывание
загадок. Беседа.
Загадки, игры Воспитатель
Игровые
упражнения.
Создание
игровой
мотивации. Игры
и
упражнения
Игры
Воспитатель
«Диктор»,
«Изобрази
героя».
Знакомство с
русскими
народными
костюмами
Игры и
упражнения на
создание игровой
мотивации.
Развивать
правильное
речевое дыхание;
совершенствовать
двигательные
способности,
пластическую
выразительность.
Октябрь
Тема
Сказка В. Сутеева «Яблоко».
Мероприятие
5.
Вот так
яблоко!
6.
Импровизация
сказки
«Яблоко».
Содержание
Беседа
по
содержанию,
мимические
этюды;
имитационные
упражнения.
Беседа о дружбе
и доброте; этюды
на
выразительность
движений; этюды
Деятельность дошкольников
Игры, этюды, драматизация сказки
Материалы
Взаимодействие
Книга с
иллюстрациями к
сказке В. Сутеева
«Яблоко».
Чтение
воспитателем
произведения
Мультимедийный
экран, просмотр
мультфильма по
сказке.
С помощью
воспитателя
выбор ролей
по сказке
Результат
Развивать
действия с
воображаемыми
предметами,
умения
действовать
согласовано.
Развивать
действия с
воображаемыми
предметами,
умения
7.
Репетиция
сказки
«Яблоко»
8.
Драматизация
сказки
«Яблоко»
на
выражение
основных
эмоций.
Артикуляционная
гимнастика.
Разучивание
ролей с детьми;
Артикуляционная
гимнастика.
Разучивание
ролей с детьми;
изготовление
костюмов
и
декораций.
Показ спектакля
детям младших
групп
действовать
согласовано.
Декорации,
костюмы, роли
Воспитатель
Декорации,
костюмы
Воспитатели
и дети
младших
групп
Формировать
четкую,
грамотную речь,
совершенствовать
умение создавать
образы с
помощью мимики
и жестов.
Развивать
внимание,
память, образное
мышление детей.
Ноябрь
Тема
Сказка «Дудочка и кувшинчик».
Мероприятие
9.
В лес по
ягоды
пойдем, с
верхом
кружки
наберем!
Содержание
Беседа по
содержанию
Беседа о дружбе
и
доброте;
10.
этюды
на
Импровизаци выразительность
я сказки
движений;
«Дудочка и
этюды
на
кувшинчик» выражение
основных
эмоций.
Артикуляционна
я гимнастика.
Разучивание
11.
ролей с детьми;
Репетиция
Артикуляционна
сказки
я гимнастика.
«Дудочка и
Разучивание
кувшинчик».
ролей с детьми;
изготовление
костюмов и
декораций.
12.
Показ спектакля
Драматизация детям младших
Материалы
Деятельность дошкольников
Игры, этюды, драматизация сказки
Взаимодействи
е
Результат
Чтение
Книга с
сказки В.
иллюстрациями к
Катаева
сказке «Дудочка
«Дудочка и
и кувшинчик»
кувшинчик»
Развивать действия
с воображаемыми
предметами,
умения действовать
согласовано.
Мультимедийны
й экран,
просмотр
мультфильма по
сказке.
С помощью
воспитателя
выбор ролей
по сказке
развивать действия
с воображаемыми
предметами,
умения действовать
согласовано.
Воспитатель
формировать
четкую, грамотную
речь,
совершенствовать
умение создавать
образы с помощью
мимики и жестов.
Воспитатели
и дети
развивать
внимание, память,
Декорации,
костюмы, роли
Декорации,
костюмы
сказки
«Дудочка и
кувшинчик».
групп
младших
групп
дыхание;
воспитывать
доброжелательност
ь и контактность в
отношениях со
сверстниками.
Декабрь
Тема
«Волшебный посох Деда Мороза»
Мероприятие
Деятельность дошкольников
Игры, этюды, драматизация сказки
Содержание
Материалы
13.
«Волшебны
й посох Деда
Мороза»
Беседа по
содержанию
Книга с
иллюстрациями к
сказке
«Волшебный
посох Деда
Мороза»
14-15.
Репетиция
новогодней
сказки
«Волшебны
й посох Деда
Мороза».
Артикуляционна
я гимнастика.
Разучивание
ролей с детьми;
Артикуляционна
я гимнастика.
Разучивание
ролей с детьми;
изготовление
костюмов и
декораций.
Мультимедийны
й экран,
просмотр
мультфильма по
сказке.
Декорации,
костюмы, роли
16.
Играем
новогодний
спектакль
Показ спектакля
родителям
Декорации,
костюмы
Взаимодействи
е
Результат
Чтение пьесы
«Волшебный
посох Деда
Мороза»
развивать речь
детей; познакомить
со стихотворным
текстом сказки
«Волшебный посох
Деда Мороза».
С помощью
воспитателя
выбор ролей
по сказке
формировать
четкую, грамотную
речь,
совершенствовать
умение создавать
образы с помощью
мимики и жестов.
Воспитатель
и родители
развивать
внимание, память,
дыхание;
воспитывать
доброжелательност
ь и контактность в
отношениях со
сверстниками
Январь
Тема
Мимика, жесты, скороговорки, стихи
Мероприятие
17.
Игровой урок.
Содержание
Артикуляционная
гимнастика;
упражнение
угадай
интонации;
скороговорки
игра «Не
ошибись»;
игра «Если гости
постучали»;
Материалы
Атрибуты к
играм
Деятельность дошкольников
Игры, этюды, стихотворения
Взаимодействие
Воспитатель
Результат
развивать
выразительность
жестов, мимики,
голоса;
пополнение
словарного
запаса детей,
разучивание
новых
скороговорок и
пальчиковые
игры «Бельчата»;
18.
Раз, два, три,
четыре, пять –
стихи мы
будем
сочинять
пальчиковой
гимнастики.
Артикуляционная
гимнастика
«Считай до пяти»
«Больной зуб»
Карточки с
«Укачиваем
рифмами для Воспитатель
куклу»
стихотворений
«Игра со свечой»
«Самолет»
«Мяч эмоций»
развитие дикции;
разучивание
новых
скороговорок;
введение понятия
«рифма»,
упражнять в
придумывании
рифмы к словам.
Февраль
Тема
Пьеса «Снегурочка».
Мероприятие
20.
«Снегурочка»
.
21.
Весна идет!
Весна поет!
22.
Репетиция
весенней
сказки
«Снегурочка»
.
23.
Играем
спектакль
«Снегурочка»
Содержание
Беседа по
содержанию
Беседа о дружбе
и доброте;
этюды на
выразительность
движений;
этюды на
выражение
основных
эмоций.
Артикуляционна
я гимнастика.
Разучивание
ролей с детьми;
Артикуляционна
я гимнастика.
Разучивание
ролей с детьми;
изготовление
костюмов и
декораций.
Показ спектакля
детям младших
групп
Деятельность дошкольников
Игры, этюды, драматизация сказки
Материалы
Взаимодействи
е
Книга с
Чтение пьесы
иллюстрациями к
«Снегурочка
сказке
»
«Снегурочка»
Мультимедийны
й экран,
просмотр
мультфильма по
сказке.
С помощью
воспитателя
выбор ролей
по сказке
Декорации,
костюмы, роли
Воспитатель
Декорации,
костюмы
Воспитатели
и дети
младших
групп
Результат
Развивать речь
детей; познакомить
со стихотворным
текстом сказки
«Снегурочка» по
мотивам пьесы Н.
Островского.
Тренировать
дикцию, расширять
диапазон голоса и
уровень громкости,
совершенствовать
элементы
актерского
мастерства.
Формировать
четкую, грамотную
речь,
совершенствовать
умение создавать
образы с помощью
мимики и жестов.
Развивать
внимание, память,
дыхание;
воспитывать
доброжелательност
ь и контактность в
отношениях со
сверстниками.
Март
Тема
Сказка Г. – Х. Андерсена «Огниво»;
Мероприятие
24.
Шел солдат к
себе домой
25.
Чтение пьесы
«Огниво».
26.
Слушайся,
ты, нас
солдат, если
хочешь быть
богат!
27.
Я здесь на
сундуке сижу.
Содержание
Беседа по
содержанию.
Беседа о дружбе
и доброте;
этюды на
выразительность
движений;
этюды на
выражение
основных
эмоций.
Этюды на
выразительность
движений;
этюды на
выражение
основных
эмоций;
Этюды на
выразительность
движений;
этюды на
выражение
основных
эмоций;
Деятельность дошкольников
Игры, этюды, репетиция ролей
Материалы
Взаимодействие
Результат
Книга с
иллюстрациями к
сказке
Чтение сказки
Г. – Х.
Андерсена
«Огниво»;
Мультимедийный
экран, просмотр
мультфильма по
сказке.
С помощью
воспитателя
выбор ролей
по сказке
развивать речь
детей;
познакомить с
текстом сказки
Развивать речь
детей;
познакомить со
стихотворным
текстом сказки
«Огниво» по
мотивам сказки
Г. – Х.
Андерсена.
Репетиция ролей
по эпизодам
Репетиция ролей
по эпизодам
Воспитатель
Воспитатель
Формировать
четкую,
грамотную
речь.
Формировать
четкую,
грамотную
речь.
Апрель
Тема
Сказка Г. – Х. Андерсена «Огниво»;
Мероприятие
28.
«До чего же,
мы,
несчастные
царевны».
29-30.
Репетиция
сказки
«Огниво».
Содержание
Этюды на
выразительность
движений;
этюды на
выражение
основных
эмоций;
Разучивание
ролей с детьми;
изготовление
костюмов и
Материалы
Репетиция
ролей по
эпизодам
Декорации,
костюмы,
роли
Деятельность дошкольников
Игры, этюды, драматизация сказки
Взаимодействие
Результат
Воспитатель
Развивать действия
с воображаемыми
предметами, умения
действовать
согласовано.
Воспитатель
Развивать
самостоятельность
и умение
согласованно
декораций.
31.
Играем
спектакль
«Огниво».
Показ спектакля
родителям
действовать;
выразительно
передавать
характерные
особенности
сказочных героев;
формировать
четкую, грамотную
речь,
совершенствовать
умение создавать
образы с помощью
мимики и жестов.
Декорации,
костюмы
Воспитатель и
родители
Развивать
внимание, память,
дыхание;
воспитывать
доброжелательность
и контактность в
отношениях со
сверстниками.
Май
Тема
Мероприятие
32.
Игровая
программа
«Это вы
можете!»
Содержание
Показ детьми
самых любимых
эпизодов и
ранее
сыгранных
ролей
Деятельность дошкольников
Материалы
Взаимодействие
Костюмы,
декорации
Закрепление
пройденного
материала; дать
Воспитатель,
детям возможность
педагоги из
проявить
других групп,
инициативу и
дети младшего самостоятельность в
возраста
выборе и показе
отрывков из
поставленных ранее
спектаклей
Результат
Мониторинг
1.4. Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения ребенок может:
- метапредметные результаты:
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и
других людей.
- создание спектаклей различной направленности, участие в них участников
кружка в самом различном качестве.
- личностные результаты:
- повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством
театра, литературой.
- активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над
спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.
- предметные результаты:
- умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области
театрального искусства.
использование
необходимых
актерских
навыков:
свободно
взаимодействовать
с
партнером,
действовать
в
предлагаемых
обстоятельствах,
импровизировать,
сосредоточивать
внимание,
эмоциональную память, общаться со зрителем.
- овладение необходимыми навыками пластической выразительности и
сценической речи.
- использование практических навыков при работе над внешним обликом
героя - подбор грима, костюмов, прически.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
Дата
начала
обучения
02.09.2024
Дата
окончания
обучения
31.05.2025
2 год
02.09.2024
31.05.2025
Количество Количество Количество
учебных
учебных
учебных
недель
дней
часов
36
72
72
36
72
72
Режим
занятий
2 занятия
по 25
минут в
неделю
2 занятия
по 30
минут в
неделю
График каникул: 29.12.2024 – 08.01.2025
Праздничные дни: 03.11.2024 –04.11.2024
29.12.2024 – 08.01.2025
22.02.2025 – 23.02.2025
08.03.2025 – 09.03.2025
01.05.2025 –04.05.2025
08.05.2025 – 11.05.2025
2.2. Условия реализации программы
- материально-техническое обеспечение:
Оборудование помещения театральной студии соответствует росту и
возрасту детей. В музыкальном зале имеется необходимое игровое
оборудование, средства мультимедиа, дидактические пособия.
Оборудование:
Учебно-методические пособия
Музыкальный центр
Ноутбук
Видеоматериалы: сказки, детские спектакли
Презентации
Декорации
Театральные костюмы
Маски
Атрибуты для игр
Мягкие игрушки
Книги со сказками
Ширмы
Фотографии, картинки, иллюстрации.
Проектор с мобильным экраном.
- информационное обеспечение:
Аудиотека, мультимедийное программы, презентации.
- кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий
высшее педагогическое образование, обладающий практическим опытом,
знаниями, умениями, выполняющий качественно и в полном объеме
возложенные на него должностные обязанности.
- методические материалы:
Для реализации программы сформирован учебно-методический
комплекс, который постоянно пополняется. Учебно-методический комплекс
включает следующие материалы:
1. Методические материалы для педагога:
- методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии
мероприятий, памятки и др.:
- картотека скороговорок,
комплексы
оздоровительно-профилактических
упражнений,
предотвращающих и снижающих утомление детей дошкольного возраста;
2. Организационно-методические материалы:
- перспективный план работы педагога на текущий год;
- отчет о деятельности педагога за прошедший учебный год.
- инструкции по охране труда и технике безопасности.
2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
Мониторинг развития детей в изобразительной деятельности
проводится педагогом для составления плана работы с детьми 2 раза: в
начале и конце учебного года.
Основной метод педагогической диагностики – экспресс-наблюдение
проявлений детей в процессе движения в условиях выполнения обычных или
специально подобранных заданий на основе репертуара программы и
включает в себя следующие параметры:
1. Компетентность.
2. Творческая активность.
3. Эмоциональность (возникновение «умных эмоций»).
4. Креативность (творческие проявления).
5. Произвольность и свобода поведения.
6. Инициативность.
7. Самостоятельность и ответственность.
8. Способность к самооценке.
Педагог дополнительного образования вносит полученные результаты
в таблицу в начале и конце учебного года.
Отметка о результате освоения модуля программы не является оценкой
успешности ребенка, а необходима педагогу для построения
индивидуализации обучения.
Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по
театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.
Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на
фланелеграфе, кукольный театр.
Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям.
Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры
героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.
Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и
разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики
для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с
партнерами.
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на
фланелеграфе.
Ход проведения.
1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого
изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк».
Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и
просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого
героя; от имени его партнера.
2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке»
спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает
поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на
фланелеграфе.
Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и
объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится
жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку,
используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры.
4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета
сказки и подготовке спектакля.
5. Показ сказки зрителям.
Творческое задание № 2
Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»
Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные
характеристики главных героев, разыграть сказку.
Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета
(завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать.
Давать характеристики главных и второстепенных героев.
Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги
и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.
Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев,
используя образные выражения и интонационно-образную речь.
Проявлять активность в деятельности.
Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага,
клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.
Ход проведения.
1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.
Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все
артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам.
Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр
самим и показать сказку малышам.
2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание
сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и
предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет
потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и
петуха.
3. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам
интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное
сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
4. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей,
декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и
подготовке спектакля.
5. Показ спектакля малышам.
Творческое задание № 3
Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать
музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации,
костюмы, разыграть сказку.
Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок,
творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц
героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя
мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец.
Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски
при разыгрывании сказки.
Проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и
шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями,
маски, костюмы, атрибуты, декорации.
Ход проведения.
1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут
гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень
захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало,
давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок
«Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя).
Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает
собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети
сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка,
кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать
историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия
берется за основу.
3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
4. Показ спектакля гостям.
Механизм оценки получаемых результатов
Акцент
в
организации
театрализованной
деятельности
с
дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации
театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой
деятельности в процессе создания спектакля.
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к
театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет
различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать
театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью;
использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной
деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного
произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные
характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на
основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного
произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных
героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного
изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и
второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы
сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и
инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах
героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных
состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу,
движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но
использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в
работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в
работе над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками
кукловождения.
5. Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность
действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над
спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность
действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех
этапах работы над спектаклем.
Так как данная программа является общеразвивающей, то достигнутые
успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих
мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для
показа другим группам, родителям.
Характеристика уровней знаний и умений театрализованной
деятельности
Высокий уровень (18-21 баллов).
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и
театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного
произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.
Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные
состояния,
самостоятельно
находит
выразительные
средства
перевоплощения.
Владеет
интонационно-образной
и
языковой
выразительностью художественной речи и применяет в различных видах
художественно-творческой деятельности.
Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает
музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно
поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой
деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов).
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и
театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра
и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.
Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты,
сравнения и образные выражения.
Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их
продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.
Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции
воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может
применять их в свободной творческой деятельности.
С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к
персонажам и единицам сюжета.
Проявляет активность и согласованность действий с партнерами.
Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов).
Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только
как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.
Знает правила поведения в театре.
Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы
сюжета.
Пересказывает произведение только с помощью руководителя.
Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может
их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.
Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет
инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.
Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.
Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью
руководителя.
3. Список литературы
4. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников.
Старшая и подготовительная группы. - Ярославль: Академия развития,
2005. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.
Игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.
5. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры
– занятия. - СПб, 2002
6. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля:» СПб., 2002.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
8. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей
дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
9. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника:
развитого,
образованного,
самостоятельного,
инициативного,
неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
10. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей.
Ярославль, 2002.
11. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
12. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
13. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
14. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о
животных. М., 2000.
15. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры,
аттракционы. Ярославль, 2002.
16. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в
детском саду. М., 2000.
17. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
18. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр
19. Чистякова М.И. Психогимнастика
20. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников. М., 2004.
21. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.Мозаикасинтез 2007г.
22. Юдина С.Ю. Мои любимые праздники. - СПб.: «Детство-Пресс», 2002.