2024-2025 ДООП Карамелька

Содержание

1
Целевой раздел
1.1
Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации программы дополнительного
образования
1.1.2. Принципы
и
подходы
к
формированию
программы
дополнительного образования
1.1.3 Значимые
для
разработки
и
реализации
программы
дополнительного образования характеристики, в том числе
характеристики особенностей развития детей дошкольного
возраста
1.2.
Планируемые результаты освоения программы дополнительного
образования
2.
Содержательный раздел
2.1.
Описание образовательной деятельности
2.1.1. Тематический модуль «Ритмика и танец»
2.1.2. Тематический модуль «Азбука классического танца»
2.1.3. Тематический модуль «Азбука народно-сценического танца»
2.2.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации программы дополнительного образования с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
2.3.
Иные характеристики программы дополнительного образования,
наиболее существенные с точки зрения авторов программы
дополнительного образования
3.
Организационный раздел
3.1.
Описание материально-технического обеспечения программы
дополнительного образования
3.2.
Организационно-педагогические условия реализации программы
дополнительного образования
3.3.
Методическое
обеспечение
программы
дополнительного
образования

2

3
3
3
8
9

10
13
13
14
24
25
27

28

31
31
32
35

1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Хореография - это искусство синтетическое. Оно позволяет решать
задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического, и, в целом,
психического развития детей. Между тем хореография обладает огромными
возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка,
для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является
богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует
его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством
которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны
нашего существа.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Танец
можно назвать ритмической поэмой. Слово «Танец» вызывает в нашем
сознании представление чего-то грандиозного, нежного и воздушного.
Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они
развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают
любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной
личности дошкольника.
Необходимость разработки программы дополнительного образования
для детей 3-7 лет обусловлена социальным заказом семей воспитанников на
качество, вид, направленность образовательных услуг, полученным в
результате анкетирования родителей, отсутствием концепции и системности в
обучении детей дошкольного возраста основам танцевального искусства.
Программа разработана с учётом способностей детей, их
индивидуальных и возрастных особенностей. У детей трех лет формируется
способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые
взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты
кистей рук), умение начинать движения с началом музыки и заканчивать с ее
окончанием.
Дети четвертого года жизни учатся двигаться в соответствии с
характером музыки. Улучшается качество исполнения танцевальных
движений, появляется умение двигаться под музыку ритмично, согласно темпу
и характеру музыкального произведения.
На пятом году формируется навык ритмичного движения в соответствии
с характером музыки, дети могут самостоятельно менять движения в
соответствии с музыкой. Совершенствуются танцевальные движения, умение
двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах, ритмично хлопать в ладоши,
выполнять простейшие перестроения, подскоки.
3

На шестом году жизни ребенок физически крепнет, становится более
подвижным. Успешно овладевает основными движениями, у него хорошая
координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы
высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать,
обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная
память. Появляются элементы творчества во всех видах детской деятельности.
Программа составлена на основе авторской программы Усовой О.В.
«Театр танца для детей».
Новизна программы состоит в том, что система обучения танцу строится
с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого
ребенка; соблюдается личностно-ориентированный подход в обучении
хореографии; танец рассматривается как способ развития основных
познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой
сферы.
1.1.1. Цели и задачи реализации
программы дополнительного образования
Цель: развитие танцевальных способностей детей средствами хореографии.
Задачи:
1. Создать условия для развития музыкальных и творческих способностей
детей, восприятия музыкальных образов и представлений развития
выразительных движений.
2. Заложить основы гармоничного музыкального развития (развитие слуха,
внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии).
3. Создать условия для развития индивидуальных музыкальных способностей,
потенциально одарённых детей.
4. Развивать коммуникативные способности, возможности творческого
использования музыкальных впечатлений в повседневной жизни.
5. Развивать творческие способности детей и навыки владения «мышлением
тела» (моторной памяти).
Задачи программы по возрастным группам (в сравнении с базовой
программой)
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Задачи ФОП ДО
1. Формирование умения двигаться в
соответствии с двухчастной формой
музыки и силой ее звучания.
2. Реагировать на начало музыки и ее
окончание.
4

Задачи данной программы
Выполнять ходьбу и бег по кругу;
Выполнять подготовительные
упражнения и упражнения на
середине зала;
Реагировать на начало музыки и ее

3. Развивать
умение
маршировать окончание.
вместе со всеми и индивидуально, Исполнять движения в
бегать легко в умеренном и быстром соответствии с темпом и ритмом
темпе под музыку
музыки.
4. Совершенствовать
исполнение
танцевальных движений: притопывать Передавать игровые образы.
переменно двумя ногами и одной Выполнять элементы партерной
гимнастики.
ногой.
5. Развивать умение кружиться в парах,
выполнять прямой галоп, двигаясь
под музыку ритмично и согласно
темпу и характеру музыкального
произведения,
с
предметами,
игрушками и без них.
6. Развивать навыки выразительной и
эмоциональной передачи игровых
сказочных образов.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Задачи ФОП ДО
Задачи данной программы
1. Формировать у детей навык 1. Освоить упражнения для развития техники
ритмичного
движения
в танца
соответствии с характером 2.Выполнять самостоятельно (без показа, по
музыки,
самостоятельно словесной инструкции педагога)
менять
движения
в 3.Совершенствовать навыки ориентировки в
соответствии с двух- и пространстве.
трёхчастной формой музыки.
4.Отмечать в движении сильную долю такта,
2.Совершенствовать
менять движение в соответствии с формой
танцевальные
движения: музыкального произведения.
прямой
галоп,
пружинка, 5.Слышать и передавать в движении яркокружение по одному и в парах. выраженные
ритмические
акценты,
3.Обучать
детей
умению различать малоконтрастные части музыки.
двигаться в парах по кругу в 6.Самостоятельно начинать и заканчивать
танцах и хороводах, ставить движение с началом и окончанием музыки.
ногу на носок и на пятку, 7.Менять движения со сменой частей
ритмично хлопать в ладоши,
музыкальных фраз.
4.Обучать детей выполнять 8.Выразительно,
ритмично
выполнять
простейшие перестроения (из движения с предметами (ложки, ленты и др.),
круга врассыпную и обратно), согласовывая их с характером музыки.
подскоки.
9.Знакомить с особенностями национальных
5. Совершенствовать навыки плясок (русские, татарские, чувашские,
основных движений (ходьба: мордовские) и бальных танцев (полька,
«торжественная»,
менуэт, вальс);
«спокойная», «таинственная», 10.Развивать
танцевально-игровое
«спокойная»; бег: лёгкий и творчество;
стремительный).
11.Развивать творческую активность детей
5

(выполнение творческих заданий).
12.Выработать у детей красивую осанку,
подтянутость, внутреннюю собранность.
13.Учить детей импровизировать под музыку
соответствующего характера, выразительно
исполнять движения животных («Веселый
козлик», «Неуклюжий пингвин» и др.).
14.Стимулировать
формирование
танцевальных
навыков
и
умений;
психических
процессов:
мышления,
воображения; фантазии и импровизации.
15. Содействовать проявлению активности и
самостоятельности.
16.Воспитывать
нравственно-волевые
качества (настойчивость, выдержку), умение
действовать в коллективе, дружеские
взаимоотношения в играх, умение подчинять
свои интересы интересам всего коллектива.
17. Способствовать созданию устойчивого
интереса к предмету.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Задачи ФОП ДО
Задачи данной программы
1.Развивать чувство ритма.
1. Освоить упражнения для развития
2.Развивать умение передавать через техники танца:
движения характер музыки, ее 2.Продолжать
знакомить
с
эмоционально-образное содержание. особенностями национальных плясок и
3.Развивать
умение
свободно бальных танцев.
ориентироваться в пространстве,
выполнять
простейшие 3.Развивать эстетическое восприятие,
перестроения.
интерес, любовь к танцевальной
4.Развивать умение самостоятельно музыке, формировать музыкальнопереходить
от
умеренного
к танцевальную культуру на основе
быстрому или медленному темпу, знакомства
с
классической
и
менять движения в соответствии с современной танцевальной музыкой.
музыкальными фразами.
4.Формировать,
развивать
и
5.Способствовать
формированию совершенствовать
танцевальнонавыков исполнения танцевальных игровое творчество.
движений:
5.Учить придумывать движения к
- поочередное выбрасывание ног пляскам, танцам; импровизировать.
вперед в прыжке;
6.Учить составлять композицию танца,
- приставной шаг с приседанием, с проявляя
оригинальность
и
продвижением вперед;
самостоятельность в творчестве.
- кружение;
7.Учить импровизировать движения
- приседание с выставлением ноги разных персонажей под музыку
вперед.
соответствующего характера.
6

6.Продолжать развивать навыки 8.Побуждать
к
инсценированию
инсценирования песен, изображения содержания хороводов.
образов сказочных животных и птиц 9. Совершенствовать навык «Поклон –
(лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, приветствие»,
«Поклон
–
журавль, ворон и т.д.) в разных приглашение»;
танцевально-игровых ситуациях.
10. Воспитывать интернациональные
7.Познакомить с русским хороводом, чувства.
пляской, а также с танцами других 11. Воспитывать нравственно-волевые
народов;
качества.
8.Развивать
представления
об 12.
Воспитывать
патриотические
опорной и работающей ноге.
чувства.
9.Развивать
представления
о
правильном положении корпуса,
чтобы правильная осанка вошла в
привычку.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Задачи ФОП ДО
Задачи данной программы
1.Способствовать
1. Освоить упражнения для развития техники
дальнейшему
развитию танца:
навыков
танцевальных 2. Совершенствовать навык «Поклон –
движений,
умения приветствие», «Поклон – приглашение».
выразительного и ритмично 3.Сохранять правильное положение корпуса
двигаться в соответствии с при танцевальном движении.
разнообразным характером 4. Танцевать индивидуально и коллективно.
музыки, передавая в танце 5. Выразительно и ритмично двигаться в
эмоционально-образное
соответствии с разнообразным характером
содержание.
музыки, музыкальными образами; передавать
2.Знакомить
с несложный
музыкальный
ритмический
особенностями
рисунок; самостоятельно начинать движение
национальных плясок и после музыкального вступления; реагировать
бальных танцев.
на темповые и динамические изменения в
3.Развивать
танцевально- музыке; активно участвовать в выполнении
игровое творчество.
творческих заданий.
4.Формировать
навыки 6. Выполнять танцевальные движения:
художественного исполнения - шаг с притопом;
различных
образов
при - приставной шаг с приседанием;
инсценировании
песен, - пружинящий шаг;
танцев,
театральных - боковой галоп;
постановок.
- переменный шаг;
- тройные притопы;
.
- присядки для мальчиков и т.п.
7. Выразительно и ритмично исполнять танцы,
движения с предметами (шарами, обручем,
мячами, цветами, лентами, ложками).
8. Инсценировать игровые песни, придумывать
7

варианты образных движений в играх и
хороводах.
9. Знакомить с особенностями национального
искусства (хореография, костюм).
10.Учить,
самостоятельно,
придумывать
движения, отражающие содержание песни,
вариации элементов плясовых движений;
выразительно действовать с воображаемыми
предметами, самостоятельно искать способ
передачи в движениях музыкальных образов.
11.Учить детей импровизировать под музыку
соответствующего характера движения людей
(наездник, рыбак и т.п.), образы животных
(сердитый мишка и т.д.);
12.Стимулировать формирование музыкальнотанцевальных
способностей,
мышления,
фантазии, воображения;
13.Содействовать проявлению активности и
самостоятельности;
14.Выработать у детей красивую осанку,
подтянутость, внутреннюю собранность;
15.Воспитывать нравственно-волевые качества
(настойчивость, выдержку);
16.Воспитывать
умение
действовать
в
коллективе, умение подчинять свои интересы
интересам всего коллектива;
17.Воспитывать нравственно-патриотические
чувства, любовь и уважение к матери,
женщине-труженице;
18.Воспитывать интернациональные чувства,
уважение к людям разных национальностей.
29.Способствовать
созданию
устойчивого
интереса к предмету, к предстоящей учебной
деятельности в школе.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию
программы дополнительного образования
Процесс обучения в программе в основном построен на реализацию
дидактических принципов:
принципы
сознательности
и
активности
предусматривает
сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении
танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание
способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу;

8

принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме,
амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному
усвоению танцевальных движений;
принцип доступности требует постановки перед воспитанниками задач,
соответствующих их силам, постепенного повышения трудности,
осваиваемого материала по дидактическому правилу: от известного к
неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному;
принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса
формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для
поддержания работоспособности и активности воспитанников, определенную
последовательность решения танцевально-творческих заданий;
принцип гуманности в воспитательной работе выражает: безусловную
веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие
давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических,
эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий
для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его
самореализации и самоутверждения;
принцип демократизма основывается на признании равных прав и
обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного
климата в социальной среде.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы
дополнительного образования характеристики, в том числе
характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте внимание детей ещё неустойчиво, дети
отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они
нуждаются в частой смене движений. Для успешного достижения результатов
необходимо чередовать разные виды музыкально-ритмической деятельности:
использовать музыкально - ритмические игры, этюды, пальчиковую
гимнастику. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.
Особое место в программе уделяется подбору музыкальноритмического репертуара, который выполняется ежегодно в связи с
современными требованиями. При этом он отвечает требованиям высокой
художественности, воспитывает вкус ребёнка и обогащает его
разнообразными музыкальными впечатлениями, вызывая моторную реакцию,
а также удобен для двигательных упражнений. Занятия хореографией
помогают детям снять психологические и мышечные зажимы, выработать
чувство ритма, уверенность в себе, развить выразительность, научиться
двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для
сценического выступления, а также воспитать в себе выносливость,
9

скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо
не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом.
Хореография не только даёт выход повышенной двигательной энергии
ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств.
Красивые движения, усвоенные на занятии, ребёнок с радостью и интересом
будет выполнять дома. Сколько приятных волнений для маленького человека
и его родных доставляют его показательные выступления на праздничном
концерте и на открытых занятиях.
В процессе работы над движениями под музыку, формируется
художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Таким
образом, оказывается разностороннее влияние на детей, способствуя
воспитанию гармонично развитой личности, вызывают у детей яркие
эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают
радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к
музыкальному ритму и с радостью реагируют на него.
1.2. Планируемые результаты освоения
программы дополнительного образования
К концу первого года обучения по данной программе дети должны:
 выполнять подготовительные упражнения;
 выполняет упражнения для развития отдельных групп мышц;
 выполнять упражнения на середине зала;
 реагировать на начало музыки и ее окончание;
 исполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыки;
 выполнять элементы партерной гимнастики;
 принимать активное участие в конкурсах, выступлениях, фестивалях
К концу второго года обучения по данной программе дети должны:
 выполнять подготовительные упражнения;
 выполняет упражнения для развития отдельных групп мышц;
 выполнять упражнения на середине зала;
 реагировать на начало музыки и ее окончание;
 исполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыки;
 сохранять интервалы в движении;
 передавать игровые образы;
 выполнять элементы партерной гимнастики;
10

 знать, различать и узнавать музыкальные игры;
 принимать активное участие в конкурсах, выступлениях, фестивалях.
К концу третьего года обучения по данной программе дети должны:
 выполнять подготовительные упражнения;
 выполняет упражнения для развития отдельных групп мышц;
 двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с
контрастным характером музыки;
 реагировать на начало музыки и ее окончание;
 исполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыки;
 уметь сохранять интервалы в движении;
 координировать свои движения;
 хорошо ориентироваться в пространстве;
 выполнять танцевальные элементы;
 знать, различать, и узнавать музыкальные и танцевальные игры;
 выполнять элементы партерной гимнастики;
 передавать игровые образы различного характера;
 принимать активное участие в конкурсах, выступлениях, фестивалях;
 знать определение классического танца, и отличие этого танца от других
танцев;
 владеть терминологией;
 выполнять элементы классического танца.
По завершению четырехлетнего обучения по данной программе дети
должны владеть следующими знаниями, навыками и умениями:
- знать правила поведения на занятиях: наличие формы, приходить
вовремя, не разговаривать, внимательно слушать педагога и запоминать
информацию, приветствие – поклон;
- владеть терминологией - уметь правильно называть модули и их
содержание.
Тематический модуль «Ритмика и танец»
Знать и уметь выполнять:
- подготовительные упражнения, направленные на подготовку и разогрев
основных групп мышц, а также на создание благоприятного психологического
климата: (различные виды ходьбы, упражнения в игровой форме и в парах,
упражнения на ориентацию в пространстве);
- упражнения для развития отдельных групп мышц, направленные на
работу отдельных центров, и при соединении этих центров, на развитие
координации: центры (голова, плечи, руки, грудная клетка, пелвис, ноги);
11

- упражнения на середине зала:
- двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с
контрастным характером музыки;
- реагировать на начало музыки и ее окончание;
- исполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыки;
- уметь сохранять интервалы в движении;
- координировать свои движения;
- ориентироваться в пространстве;
- элементы партерной гимнастики, направленные на проработку и
укрепление различных групп мышц, мышечного корсета, формирование
опорно – двигательного аппарата, улучшение эластичности мышц и связок
(работа стоп, ног барабанщик, гусеница, солнышко; разложка, ежик, корзинка,
качалка, книжечка, кошечка, кобра, скорпион, черепашка, бабочка, неваляшка);
- музыкальные и танцевальные игры;
- танцевальные элементы (диагональ): различные виды шагов, бега,
прыжков, сочетание ходьбы, бега и прыжков в сочетании друг с другом и с
другими видами движений;
- передавать игровые образы различного характера: «мишка», «заяц»,
«медведь», «лошадь»;
- принимать активное участие в конкурсах, выступлениях, фестивалях.
Тематический модуль «Азбука классического танца»
- знать определение классического танца, и отличие этого танца от других
танцев;
- уметь на слух отличать классическую музыку;
- владеть терминологией;
- уметь выполнять элементы классического танца;
- реагировать на начало музыки и ее окончание;
- исполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыки.
Тематический модуль «Азбука народно – сценического танца»
- знать определение народно - сценического танца, и отличие этого танца
от других танцев;
- уметь на слух отличать народную музыку;
- владеть терминологией;
- уметь выполнят элементы народно – сценического танца;
- реагировать на начало музыки и ее окончание;
- исполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыки.
2.Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности

12

Используя программный материал, включающий в себя упражнения,
игры, программные и индивидуальные танцы, литературное приложение,
можно конструировать различные формы работы с детьми (занятия,
программы утренников и развлечений, спектаклей).
Основу для раскрытия образа танца составляют доступные, простые (но
не примитивные) движения, исполняемые детьми с высоким уровнем
культуры.
Следует помнить, что творчество – это не хаос, а создание необычного
продукта в рамках правил. Однако, выработка специальных умений и навыков
у детей не цель программы, а является лишь необходимым средством для
раскрытия образа танца. Приобретая опыт исполнения танца, ребенок
овладевает не только двигательными навыками и умениями, но также
творческого осмысления музыки, ее эмоционально – телесного выражения.
Ребенок создает индивидуальный образ, а не индивидуальный танец. Именно
этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно адаптироваться
не только в других видах художественно – творческой деятельности, но и
научит соблюдать «рамки правил» в любых видах деятельности (игровой,
учебной).
Обучение предусматривается по трем модулям:
Модули

Содержание модуля

Тематический модуль
«Ритмика и танец»

Вводное занятие, поклон
Подготовительные упражнения
Упражнения для развития мышц
Упражнения на середине зала
Партерная гимнастика
Музыкальные и танцевальные игры
Танцевальные элементы
Этюдная работа
Танцы
Открытые уроки

Тематический модуль
«Азбука классического
танца»

Экзерсис на середине
Этюдная работа
Танцы
Открытый урок

Тематический модуль
«Азбука народносценического танца»

Элементы народно - сценического танца
Этюдная работа
Танцы
Открытые уроки
13

2.1.1. Тематический модуль «Ритмика и танец»

Учебный план
Первый год обучения для детей 3 - 4 года
(теоретические и практические занятия интегрированы)
Тема содержания занятия

Количество
часов

1

Вводное занятие, поклон

8

2

Подготовительные упражнения

9

3

Упражнения для развития отдельных групп мышц

9

4

Упражнения на середине зала

9

5

Партерная гимнастика (стрейчинг)

9

6

Музыкальные и танцевальные игры

9

7

Этюдная работа

8

8

Танцы

8

9

Открытые уроки

3

Итого

72

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ «РИТМИКА И ТАНЕЦ»

Первый год обучения для детей 3 - 4 года
1. Вводное занятие. Поклон:
Организация групп, знакомство с детьми, беседа о правилах поведения на
занятиях, форме одежды. Беседа об искусстве танца. Беседа по прослушанным
музыкальным фрагментам. Знакомство детей с терминологией, объяснение
упражнений.
2. Подготовительные упражнения: Набор физических упражнений в
игровой форме для развития и укрепления опорно-двигательного аппарата,
выработки мышечной силы и выносливости, создания эмоциональной
психофизической атмосферы:
 построение в круг;
 бег на носочках;
 ходьба на носках, пятках по кругу;
 ходьба с высоко поднятыми коленями;
14

 «Мячик» - прыгают по 6-ой позиции, руки на поясе;
 «Канавка» - шаг вперед, переступили через канавку, шаг назад;
 поворот вокруг себя.
3. Упражнения для развития отдельных групп мышц и различных
частей тела
 постановка корпуса;
 работа головы – поворот, наклон;
 работа плеч – подъем и опускание, вращение вперед и назад;
 работа кистей рук – сжимание;
 корпус – наклоны вперед, назад боковые;
 ноги – подъем на полупальцы;
4. Упражнения на середине зала:
 точное начало и окончание движения вместе с началом и окончанием
музыкальной части;
 движение в различных темпах (быстро, медленно);
 передача хлопками простейшего ритмического рисунка (4/4, ¾, 2/4);
 построение в линии по одному;
 свободное размещение.
5. Партерная гимнастика:
Дети садятся на коврики в шахматном порядке.
Сидя:
 постановка корпуса;
 работа стоп – натягивание, сокращение;
 «Лягушка» - расклад коленей в стороны;
 работа ног: ноги вмести, ноги врозь.
Лежа на животе:
 «Птичка» - подъем плеч, руки вдоль туловища (крылышки машут);
 подготовительное упражнение к лодочке: вытянуть руки вперед, ноги
назад с подъемом рук и ног.
Лежа на спине:
 правильное положение - лежа, плечи на полу, спина прижата к полу,
руки в стороны ладошками в пол;
 подъем ног на 90` подтянуть колени, выпрямить вместе и поочередно.
6. Музыкальные игры
7. Этюдная работа:
Работа над образами - «мишка», «заяц», «медведь», «лошадка».
8. Танцы:
«Неваляшка», «От улыбки», «Зима».
15

К концу первого года обучения по данному модулю дети должны:
 выполнять подготовительные упражнения;
 выполняет упражнения для развития отдельных групп мышц;
 выполнять упражнения на середине зала;
 реагировать на начало музыки и ее окончание;
 исполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыки4
 выполнять элементы партерной гимнастики;
 принимать активное участие в конкурсах, выступлениях, фестивалях.

Учебный план

2

Второй год обучения для детей 4-5 лет
(теоретические и практические занятия интегрированы)
Тема содержания занятия
Количество
часов
Теория и
ТЕМАТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ: Ритмика и танец
практика
Вводное занятие
7
Поклон
Подготовительные упражнения
9

3

Упражнения для развития отдельных групп мышц

9

4

Упражнения на середине зала

9

5

Партерная гимнастика (стрейчинг)

10

6

Музыкальные игры

7

7

Этюдная работа

9

8

Танцы

9

9

Открытый урок

3

Итого

72

1

16

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ «РИТМИКА И ТАНЕЦ»

Второй год обучения для детей 4-5 лет
1.
Вводное занятие. Поклон:
Организация групп, знакомство с детьми, беседа о правилах поведения на
занятиях, форме одежды. Беседа об искусстве танца. Беседа по прослушанным
музыкальным фрагментам. Знакомство детей с терминологией, объяснение
упражнений.
1. Подготовительные упражнения: Набор физических упражнений в
игровой форме для развития и укрепления опорно-двигательного аппарата,
выработки мышечной силы и выносливости, создания эмоциональной
психофизической атмосферы.
 ходьба на носках, пятках по кругу;
 бег на носках, бег с захлестом;
 дети занимают все пространство зала и под веселую музыку, выполняют
различные движения, придумывая и фантазируя под музыку;
 «Зайчик» и «Звезда» - прыгают по 6-ой позиции, по 2 позиции, руки
сложены перед грудью;
 «Змейка» - ложатся на пол животом вниз и двигаются, изображая
телодвижения змеи;
 «Бревно» - вытягивают руки и ноги, лежа на полу и перекатывая вокруг
себя - то в одну, то в другую сторону;
 «Лошадка» - подпрыгивают вверх, высоко поднимая колени. Руки - как
бы держат вожжи;
 «Лягушка» -grand plie по первой позиции, пальцы рук раскрыты. Делают
присядку, не вставая;
 «Олень» - руки над головой скрещены, пальцы раскрыты. Исполняют
бег с высоко поднятыми коленями.
2. Упражнения для развития отдельных групп мышц и различных
частей тела:
 постановка корпуса;
 работа головы – поворот, наклон;
 работа плеч – подъем и опускание, вращение вперед и назад;
 работа кистей рук – сжимание, вращение;
 корпус – наклоны вперед, назад боковые;
 ноги – подъем на полупальцы;
 упражнения на развитие мимики лица (удивление, огорчение, радость);
 прыжки по 6-ой позиции.

17

3. Упражнения на середине зала:
 точное начало и окончание движения вместе с началом и окончанием
музыкальной части;
 движение в различных темпах (быстро, медленно);
 передача хлопками простейшего ритмического рисунка (4/4, ¾, 2/4);
 слышать и передавать в движении ярко выраженные ритмические
акценты (громко, умеренно, тихо);
 построение в линии по одному;
 построение в круг, сужение и расширение круга;
 свободное размещение.
4. Партерная гимнастика:
Дети садятся на коврики в шахматном порядке.
Сидя:
 постановка корпуса;
 работа стоп – натягивание, сокращение;
 «Лягушка» - расклад коленей в стороны.
Лежа на животе:
 «Лодочка» - подъем рук и ног одновременно;
 «Кобра» - подъем спины на вытянутых руках;
 «Лягушка» - соединить носки согнутых ног с головой, руки вытянуты.
Лежа на спине:
 «Велосипед» вращение согнутых ног;
 подъем ног на 90` вместе и поочередно.
5. Музыкальные игры.
Развивающие игры с мячом:
Дети встают в круг. От характера музыки зависит упражнение с мячом.
Медленная – мяч медленно передают, наклоняя корпус в сторону, быстрая –
быстро передают мяч друг другу из рук в руки. Встают в затылок друг за
другом. Передают мяч, наклоняя корпус назад или вперед (ноги раскрыты в
стороны).
6. Этюдная работа:
Работа над образами – «лиса», «кукла», «бабочка».
7. Танцы:
«Оранжевая песня», «Зимушка», «Гномики».
К концу второго года обучения по данному модулю дети должны:


выполнять подготовительные упражнения;



выполняет упражнения для развития отдельных групп мышц;
18



выполнять упражнения на середине зала;



реагировать на начало музыки и ее окончание;



исполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыки;



сохранять интервалы в движении;



передавать игровые образы;



выполнять элементы партерной гимнастики;



знать, различать и узнавать музыкальные игры;



принимать активное участие в конкурсах, выступлениях, фестивалях.

Учебный план
Третий год обучения для детей 5-6 лет
(теоретические и практические занятия интегрированы)
Тема содержания занятия
ТЕМАТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ: Ритмика и танец

Количество часов
Теория и практика
5

2

Вводное занятие
Поклон
Подготовительные упражнения

3

Упражнения для развития отдельных групп мышц

7

4

Партерная гимнастика (стрейчинг)

9

5

Музыкальные и танцевальные игры

8

6

Танцевальные элементы (диагональ)

8

итого

44

1

7

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ «РИТМИКА И ТАНЕЦ»

Третий год обучения для детей 5-6 лет
1. Вводное занятие. Поклон:
Организация групп, знакомство с детьми, беседа о правилах поведения
на занятиях, форме одежды. Беседа об искусстве танца. Беседа по
прослушанным музыкальным фрагментам. Знакомство детей с терминологией,
объяснение упражнений.
2. Подготовительные упражнения: Набор физических упражнений в
игровой форме для развития и укрепления опорно двигательного аппарата,
выработки мышечной силы и выносливости, создания эмоциональной
психофизической атмосферы:
- марш. Построение в шеренгу, колонну, круг;
19

- перестроение из одной шеренги в две;
- повороты на месте вправо, влево, кругом;
- круг. Построение круга, маленького круга
3. Упражнения для развития отдельных групп мышц и различных
частей тела:
- постановка корпуса;
- работа головы – поворот, наклон;
- работа плеч – подъем и опускание, вращение вперед и назад;
- работа кистей рук – сжимание, вращение;
- корпус – наклоны вперед, боковые;
- ноги – подъем на полупальцы, «перекаты» с полупальцев на пятки,
приседания по 6-й позиции с разворотом корпуса;
- выпады – вправо, влево с разными руками;
- упражнения на развитие мимики лица (удивление, огорчение, радость);
- прыжки по 6-й позиции. Раскрыть ноги в стороны и соединить.
4. Партерная гимнастика (стрейчинг):
- «Перекаты» - сидя обнять колени перекатываться на спину;
- «Качалка» - лежа на животе, выпрямить руки и ноги, раскачиваться;
- «Книжечка» - наклоны к ногам в закрытом и раскрыто положении;
- «Кошечка добрая» - стоя на коленях, прогибание спины;
- «Кобра» - лежа ни животе, ноги вместе лежат на полу, поднять верхнюю
часть корпуса.
Упражнения для ног:
- «Гусеница»;
- «Солнышко».
Упражнения для стоп:
- работа стоп – натягивание, сокращение;
- разведение и сведение пяточек;
- «Бабочка» - сидя, стопы вместе, колени положить на пол.
5. Музыкальные и танцевальные игры.
6. Танцевальные элементы:
1.Различные виды шагов:
- шаг с носка, шаг на полупальцах, шаг с подъемом колена. М.Р. 2/4;
- приставной шаг и разновидности: из стороны в сторону, с продвижением
вперед, с притопом, с приседанием.
2.Различные виды бега:
- легкий бег на полупальцах;
- бег с откидыванием прямых ног вперед и назад.
3.Различные виды ходьбы, бега и прыжков исполняются в сочетании друг с
20

другом и с другими движениями.
К концу третьего года обучения по данному модулю дети должны:
- выполнять подготовительные упражнения;
- выполняет упражнения для развития отдельных групп мышц;
- двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с
контрастным характером музыки;
- реагировать на начало музыки и ее окончание;
- исполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыки;
- уметь сохранять интервалы в движении;
- координировать свои движения;
- ориентироваться в пространстве;
- исполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыки;
- выполнять танцевальные элементы;
- знать, различать, и узнавать музыкальные и танцевальные игры;
- передавать игровые образы различного характера;
- выполнять элементы партерной гимнастики;
- принимать активное участие в конкурсах, выступлениях, фестивалях.
Учебный план
Четвертый год обучения для детей 6-7 лет
(теоретические и практические занятия интегрированы)
№
Тема содержания занятия
Количество
часов
Теория и
ТЕМАТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ: Ритмика и танец
практика
1 Вводное занятие
5
Поклон
2 Подготовительные упражнения
7
3

Упражнения для развития отдельных групп мышц

7

4

Партерная гимнастика (стрейчинг)

8

5

Музыкальные и танцевальные игры

7

6

Танцевальные элементы (диагональ)

7

итого

41

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ «РИТМИКА И ТАНЕЦ»

Четвертый год обучения для детей 6-7 лет
21

1. Вводное занятие. Поклон:
- организация групп, знакомство с детьми;
- беседа о правилах поведения на занятиях, форме одежды;
- беседа об искусстве танца. Беседа по прослушанным музыкальным
фрагментам. Знакомство детей с терминологией, объяснение
упражнений.
2. Подготовительные упражнения.
- один ребенок стоит, другой обегает его опираясь на руки и ноги
(меняются местами);
- один ребенок встает, отставив ноги в стороны. Второй проползает под
ногами и встает перед партнером. Тоже делает другой;
- прыжки через «кочку», раскрыв ноги в стороны, «кочка группируется на
полу»;
- «Кто сильнее?» - дети встают лицом друг к другу и давят с силой на
ладони друг друга;
- «Дразнилки» - игра. Дети садятся друг против друга и корчат смешные
рожицы;
- «Повторялки» - один придумывает движение, другой повторяет
(меняются).
3. Упражнения для развития отдельных групп мышц и различных
частей тела:
- совмещение двух центров: работа головы и работа ног;
- работа плеч – подъем и опускание, вращение вперед и назад;
- работа кистей рук – сжимание, вращение;
- корпус – наклоны вперед, назад боковые;
- выпады – вправо - влево с разными руками;
- прыжки по 6-й и по 2- й позиции;
- прыжки с скрещивание ног.
4. Партерная гимнастика (стрейчинг):
- «Разложка»;
- «Ежик» - лежа, обнять колени перекатываться на спину;
- «Качалка» - лежа на животе, выпрямить руки и ноги, раскачиваться;
- «Корзинка» - лежа на животе, взять руками ноги, прогнуться в спине и
поднять корпус и ноги;
- «Книжечка» - наклоны к ногам в закрытом и раскрыто положении;
- «Кошечка добрая и злая»;
- «Кобра»;
- «Скорпион»;
- «Черепашка» - сидя на коленях, наклониться, руки положить за спину.
22

Упражнения для ног:
- «Барабанщик»;
- «Гусеница»;
- «Солнышко».
Упражнения для стоп:
- работа стоп – натягивание, сокращение;
- разведение и сведение пяточек;
- «Бабочка»;
- «Неваляшка».
5. Музыкальные и танцевальные игры
6. Танцевальные элементы:
1. Различные виды шагов.
- Шаг с носка, шаг на полупальцах, шаг с подъемом колена. М.Р. 2/4.
- Приставной шаг и разновидности: из стороны в сторону, с
продвижением вперед, с притопом, с приседанием.
- Простой танцевальный шаг. Шаг с подскоком. М.Р. 2/4.
2. Различные виды бега.
- Легкий бег на полупальцах.
- Бег с откидыванием прямых ног вперед и назад.
- Бег с высоким подниманием коленей.
- Галоп.
3. Различные виды прыжков. Амплитуда прыжка.
- Прыжки в образе «Воробей», «Мяч», «Лягушка», «Заяц».
- Прыжки на месте, в повороте, в продвижении.
4. Различные виды ходьбы, бега и прыжков исполняются в сочетании друг
с другом и с другими движениями.
К концу четвертого года обучения по данному модулю дети должны:
- выполнять подготовительные упражнения;
- выполняет упражнения для развития отдельных групп мышц;
- двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с
контрастным характером музыки;
- реагировать на начало музыки и ее окончание;
- координировать свои движения;
- исполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыки;
- ориентироваться в пространстве;
- уметь сохранять интервалы в движении;
- выполнять танцевальные элементы;
- знать, различать, и узнавать музыкальные и танцевальные игры;
23

- передавать игровые образы различного характера;
- выполнять элементы партерной гимнастики;
- принимать активное участие в конкурсах, выступлениях, фестивалях.
2.1.2. Тематический модуль «Азбука классического танца»
Учебный план
Третий год обучения для детей 5-6 лет
(теоретические и практические занятия интегрированы)
Тема содержания занятия

Количество
часов
9

1

Экзерсис на середине

2

Этюдная работа

8

3

Танцы

8

4

Открытый урок

3

итого

28

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ
«АЗБУКА КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА»
Третий год обучения для детей 5-6 лет
1. Экзерсис на середине (упражнения на середине зала):
- позиции ног: I, II (полувыворотные);
- позиции рук: Подготовительное положение, I, III, II позиции, переводы
рук из позиции в позицию.
2. Этюдная работа:
- «Маленький ангел» - плавные движения руками. Движения руками из
подготовительной позиции, с переводом на первую, третью, открыть на
вторую и вернуться в подготовительную позицию. Повороты в правую и левую
сторону. Музыкальное оформление – Литванчук, «Я маленький ангел»;
- «Буратино» - используются движения руками, шаги, бег, подскоки.
- М.О. «Буратино».
3. Танцы:
«Том и Джерри», «Шалунишки», «Про лето», «Снегурочка», «Четыре
черненьких чумазеньких чертенка».
К концу третьего года обучения по данному модулю дети должны:
- знать определение классического танца, и отличие этого танца от других
танцев;
24

-

владеть терминологией;
выполнять элементы классического танца;
реагировать на начало музыки и ее окончание;
исполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыки.
Учебный план
Четвертый год обучения для детей 6-7 лет

(теоретические и практические занятия интегрированы)
№
Тема содержания занятия
Количество
часов
1 Экзерсис на середине
7
итого

7
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ
«АЗБУКА КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА»
Четвертый год обучения для детей 6-7 лет

1. Экзерсис на середине (упражнения на середине зала):
- позиции ног: I, II, III (полувыворотные);
- позиции рук: Подготовительное положение, I, III, II позиции, переводы
рук из позиции в позицию;
- деми – плие по I, II позициям.
К концу четвертого года обучения по данному модулю дети должны:
- знать определение классического танца, и отличие этого танца от других
танцев;
- уметь на слух отличать классическую музыку;
- владеть терминологией;
- выполнять элементы классического танца;
- реагировать на начало музыки и ее окончание;
- исполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыки.
2.1.3. Тематический модуль «Азбука народно-сценического танца»

Учебный план
Четвертый год обучения для детей 6-7 лет
(теоретические и практические занятия интегрированы)
№

Тема содержания занятия

25

Количество
часов

ТЕМАТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ: Азбука народносценического танца
1

Элементы народно-сценического танца

7

2

Этюдная работа

7

3

Танцы

7

4

Открытый урок

3

итого

24
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ
«АЗБУКА НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА»

Четвертый год обучения для детей 6-7 лет
1.
Элементы народно-сценического танца:
- раскрывание рук вперёд - в сторону из положения на поясе, в характере
русского танца, в сторону - вверх в характере украинского танца;
- движения плеч и корпуса, подъём плеч в различном темпе и характере,
поочерёдное выведение плеча вперёд, назад, в сторону;
- вытягивание ноги, с переводом носка на каблук (вперёд, в сторону) в
сочетании с полуприседанием.
2.Этюдная работа:
- этюды, развивающие творческую активность детей. Предлагается детям
самим придумывать сюжеты, фантазировать, подбирая им понятные образы;
- массовые танцы создаются на основе изученных танцевальных
элементов. Они просты, не требуют особого проучивания, темы понятны и
интересны детям;
- «Плясовая». Основные движения: топающий шаг, вынос ноги на пятку с
одновременным приседанием, удары в ладоши, повороты в парах. М.О. –
русская народная песня «Валенки»;
- «Круговой галоп» - исполняется в парах лицом друг к другу. Основные
движения: галоп, хлопки, притопы. М.О. – «Галоп» Дунаевского;
- упражнения-этюды придумываются в игровой форме, отталкиваясь от
образа и характера мелодии. Исполняются по одному ребенку и в парах лицом
друг к другу.
2.
Танцы:
- «Хорошее настроение», «Моя мама», «Дорога к солнцу», «Новогодние
игрушки», «В коробке с карандашами».
26

К концу четвертого года обучения по данному модулю дети должны:
- знать определение народно - сценического танца, и отличие этого танца
от других танцев;
- уметь на слух отличать народную музыку;
- владеть терминологией;
- выполнять элементы народно-сценического танца;
- реагировать на начало музыки и ее окончание;
- исполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыки.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации программы дополнительного образования с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики
их образовательных потребностей и интересов.
Основная форма работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия,
в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и
всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных
способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности:
музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки,
тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие
задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами:
музыкальная грамота, беседы о хореографическом искусстве. Организация
игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания,
приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
В программе применяются традиционные методы обучения:
использования слов, наглядного восприятия и практические методы.
Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его
помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание
музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной
грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это
определяет разнообразие методических приёмов использования слова в
обучении: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, словесное сопровождение
движений под музыку и т.д.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому,
глубокому и прочному усвоению воспитанниками программы обучения,
повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно
отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей,
прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает
закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием
музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной
27

памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться
ритмично.
Практические методы основаны на активной деятельности самих
воспитанников. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения
(путём) ступенчатый и игровой метод.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется
относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного
метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту
базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе
осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных
упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение
можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение
выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при
изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально —
ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества
воспитанников между собой и повышении ответственности каждого за
достижение определённого результата. Такие условия повышают
эмоциональность обучения.
Методические приемы варьируются в зависимости от используемого
ритмического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его
содержания; объема программных умений; этапа разучивания материала;
индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы
направлены на то, чтобы ритмическая деятельность детей была
исполнительской и творческой.
Формами проверки освоения программного содержания служат
открытые уроки для родителей, отчетные концерты и участие в районных
мероприятиях.
2.3. Иные характеристики программы дополнительного образования,
наиболее существенные с точки зрения авторов Программы
Метод отслеживания результативности программы
Формой подведения итогов реализации данной дополнительной
образовательной программы является диагностическая карта.
Результаты заносятся в карты наблюдений детского развития,
позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы
развития каждого ребенка на каждом году обучения.
«+» - показатель заполняется;
28

«-» - показатель не заполняется
Критерии показателей:
Высокий уровень – 3 балла;
Средний уровень – 2 балла;
Низкий уровень — 1 балл.

Высокий уровень: Ребенок знает, умеет и показывает выученные
упражнения, называет жанры музыкальных произведений, умеет выполнять
знакомые движения, правильно выполняет перестроения на площадке.
Правильно определяет характер музыки, темп, ритм, умеет передавать игровой
образ.
Средний уровень: Ребенок определяет темп, ритм, характер музыки,
знает, но допускает ошибки при определении жанров музыки, умеет передать
игровой образ, выполняет несложные движения при участии взрослого.
Низкий уровень: Ребенок допускает ошибки при выполнении
движений, не знает и не умеет определить темп, ритм, характер музыки, не
выполняет самостоятельно движения, не умеет передавать игровой образ, не
умеет перестраиваться на площадке.
Определение уровня освоения воспитанниками данной рабочей программы
Диагностическая карта
Ф.И. ребенка
№ Планируемые
Первый
Второй
Третий год Четвертый
результаты освоения
год
год
обучения
год
программы
обучения
обучения
5-6 лет
обучения
3-4 года
4-5 лет
6-7 лет
Тематический модуль:
Ритмика и танец
1 Выполняет
+
+
+
+
подготовительные
упражнения (см.утп)
2 Выполняет упражнения
+
+
+
+
для развития отдельных
групп мышц (см.утп)
3 Выполняет упражнения
+
+
на середине зала
(см.утп)
4 Двигается и исполняет
+
+
29

5
6

7
8
9

10

11

12

13

14

1

2
3
4

различные упражнения
в
соответствии
с
контрастным
характером музыки.
Реагирует на начало
музыки и ее окончание.
Исполняет движения в
соответствии с темпом и
ритмом музыки
Умеет
сохранять
интервалы в движении
Умеет координировать
движения
Умеет
хорошо
ориентироваться
в
пространстве
Выполняет элементы
партерной гимнастики
(см.утп)
Знает, различает и
узнает музыкальные и
танцевальные игры
(см.приложение)
Выполняет
танцевальные элементы
(см.утп)
Передает игровые
образы различного
характера (см.утп)
Принимает активное
участие в конкурсах,
выступлениях,
фестивалях
Тематический модуль:
Азбука классического
танца
Знает определение
классического танца, и
отличие этого танца от
других танцев.
Умеет на слух отличать
классическую музыку.
Владеет терминологией.
Выполняет элементы

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

-

-

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

-

-

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

-

-

-

+

-

-

+
+

+
+

30

5
6

1

2
3
4

5
6

классического танца.
(см.утп)
Реагирует на начало
музыки и ее окончание.
Исполняет движения в
соответствии с темпом и
ритмом музыки.
Тематический модуль:
Азбука народно –
сценического танца
Знает
определение
народно - сценического
танца, и отличие этого
танца от других танцев.
Умеет на слух отличать
народную музыку.
Владеет терминологией.
Выполняет элементы
народно-сценического
танца.
Реагирует на начало
музыки и ее окончание.
Исполняет движения в
соответствии с темпом и
ритмом музыки.

-

-

+

+

-

-

+

+

-

-

-

+

-

-

-

+

-

-

-

+
+

-

-

-

+

-

-

-

+

3.Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения
программы дополнительного образования
В музыкальном зале, где дети будут осваивать содержание программы
дополнительного образования «Хореографической студии «Карамелька»,
созданы все условия для образовательного процесса:
 имеется учебно-методический комплекс, включающий наглядные
пособия и дидактический материал;
 специальная музыкальная литература.
Техническое обеспечение:
 пианино;
 музыкальный центр;
 интерактивная доска;
 проектор;
 ноутбук;
 диски и аудиокассеты с записями репертуара;
31

 реквизиты к танцевальным постановкам (музыкальные ложки, ленты
гимнастические, палки гимнастические, мячи, обручи).
Оборудование:
-ленточки на кольцах;
-колокольчики;
-султанчики;
-флажки разноцветные;
-платочки разноцветные;
-корзинки с цветами;
-атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
3.2. Организационно-педагогические условия реализации программы
дополнительного образования.
Кадровое обеспечение программы дополнительного образования
«Хореографической студии «Карамелька» строится на основе социального
заказа системы педагогического образования и соответствует требованиям к
подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной
профессиональной
деятельности,
обладающих
высоким
уровнем
методологической культуры.
Содержание программы дополнительного образования осуществляет
педагог с высшим педагогическим образованием (или прошедший
профессиональную переподготовку в области дошкольного образования), с
курсовой подготовкой в области ритмики или хореографии.
Основные
компетенции
педагога,
реализующего
программу
дополнительного образования «Хореографической студии «Карамелька»:
 осуществлять личностно-деятельностный подход к организации
обучения;
 выстраивать индивидуальные траектории развития ребенка на основе
планируемых результатов освоения программы;
 разрабатывать и эффективно применять современные образовательные
технологии;
 иметь современные представления о ребенке как о субъекте
образовательной деятельности и уметь проектировать соответствующую
модель его деятельности в зависимости от возрастных и индивидуальных
особенностей, специфики программы;
 эффективно использовать имеющиеся в детском образовательном
учреждении условия и ресурсы, собственный методический потенциал для
реализации задач программы, а именно:
 достижения планируемых результатов освоения программы;
 эффективного использования здоровьесберегающих технологий;
32

 индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории);
 собственного профессионально-личностного развития и саморазвития.
Программа дополнительного образования «Хореографическая студия
«Карамелька» осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого
детским образовательным учреждением самостоятельно, в соответствии с
нормативными документами и регламентируется расписанием занятий.
Максимальная допустимая учебная нагрузка в неделю:
 для детей 4-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью
не более 15 минут;
 для детей 5-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью
не более 20 минут
 для детей 6-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью
не более 25 минут;
 для детей 7-го года жизни - не чаще 3 раз в неделю продолжительностью
не более 30 минут.
Начало занятий по программе начинается с 01 сентября 2022 года,
окончание учебного года 31 мая 2023 года. Продолжительность учебного года
составляет 36 недель, в 1 полугодии – 17 недель, во 2 полугодии – 19 недель,
каникулы с 31.12.2022 по 08.01.2023.
Продолжительность обучения составляет 4 года.
Учебный план на четыре года обучения
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Модули
(содержание)
Тематический модуль:
Ритмика и танец
Вводное занятие,
поклон
Подготовительные
упражнения
Упражнения для развития
мышц
Упражнения на середине зала
Партерная гимнастика
Музыкальные и танцевальные
игры
Танцевальные элементы
Этюдная работа
Танцы
Открытые уроки
Тематический модуль:

3-4 года
Кол - во часов
теори практ
я
ика

4 - 5 года
Кол – во часов
теори практ
я
ика

5 – 6 лет
6 – 7 лет
Кол – во часов Кол – во часов
теори практ теори практ
я
ика
я
ика

1

7

1

6

1

4

1

4

1

8

1

8

1

6

1

6

1

8

1

8

1

6

1

6

1
1
1

8
8
8

1
1
1

8
9
6

1
1

8
7

1
1

7
6

1
1
1

7
7
2

1
1
1

8
8
2

1
-

7
-

1
-

6
-

33

1
2
3
4

1
2
3
4

Азбука классического танца
Экзерсис на середине
Этюдная работа
Танцы
Открытый урок
Тематический модуль:
Азбука народно-сценического
танца
Элементы
нар-сцен. танца
Этюдная работа
Танцы
Открытые уроки
итого
всего

-

-

-

-

1
1
1
1

8
7
7
2

1
-

6
-

-

-

-

-

-

-

1

6

-

-

-

-

-

-

1
1
1

6
6
2

9

63

9

63

10

62

11

61

72

72

34

72

72

4. Календарный учебный график
содержание
Количество групп
Начало учебного
года
Окончание
учебного года
Период каникул
Продолжительность
учебного года
1 полугодие
2 полугодие
Количество занятий
по хореографии в
неделю
Количество занятий
по хореографии в
год
Длительность
занятия по
хореографии
Объем недельной
дополнительной
образовательной
нагрузки по
хореографии

младшая
1
02.09.2024

Возрастные группы
средняя
старшая
2
2
02.09.2024
02.09.2024

31.05.2025

31.05.2025

31.05.2025

31.05.2025

29.12.2024 08.01.2025
36 недель

29.12.2024 08.01.2025
36 недель

29.12.2024 08.01.2025
36 недель

29.12.2024 08.01.2025
36 недель

17 недель
19 недель
2

17 недель
19 недель
2

17 недель
19 недель
2

17 недель
19 недель
2

72

72

72

72

15 минут

20 минут

25 минут

30 минут

30 минут

40 минут

50 минут

60 минут

подготовительная
2
02.09.2024

3.3. Методическое обеспечение
программы дополнительного образования
Методический материал:
 учебно-методическая литература;
 система методических разработок по проведению занятий по
классическим и народным танцам;
1. Учебно-наглядные пособия:
 видеотека классических, народных, сюжетных и игровых танцев;
2.Музыкальный материал:
 нотный материал для занятий дошкольных групп;
 аудиотека разнохарактерной музыки для сопровождения занятий по
классическому и народному танцу.
3. Спортивный инвентарь:
35

 коврики;
 мячи, ленты, обручи, гимнастические палки, маты спортивные;
 музыкальные ложки.
4. Костюмы:
 тренировочный костюм для занятий, тренировочная обувь;
 концертные костюмы.
5. Оборудованное помещение для хранения концертных костюмов.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования
1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г.
Москва.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 24.03.2021 № 10 "О внесении изменений в
санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 № 16"
4. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты
занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое
пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост.
Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. – 3-е изд.,
перераб. И дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003
5. М.Ю.Картушина, «Логоритмические занятия в детском саду».
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005
6. М.Ю.Картушина, «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6
лет». – М.: ТЦ Сфера, 2005
7. М.А.Михайлова, Е.В.Горбина, «Поем, играем, танцуем дома и в
саду». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль:
Академия развития, 1996
8. Т.И.Суворова, Танцевальная ритмика для детей: Учебное пособие. СП.: «Музыкальная палитра», 2004 (электронный вариант)
9. О.В. Усова, «Театр Танца для детей 3-6 лет». Авторская программа
36

(электронный вариант)

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».