Артикуляционная гимнастика. Культура чёткого произношения.

24.04.2020

Здравствуйте.


Иногда родители замечают, что ребёнок говорит так, будто у него каша во рту.

И не нужно быть логопедом, чтобы определить, что ребёнок неправильно произносит звук Ш, если мы слышим: «У наСей МаСи новая Сапка»


Почему важно и для чего нужно выполнять упражнения для губ и языка?


Язык – орган, выполняющий несколько функций.


Его можно показать обидчику. ))


Им можно слизать мороженое или спрятать под него конфетку. Язык очень важен, когда ешь, и не только конфеты.


И конечно, язык важен при говорении.


Во время произношения слов и предложений язык выполняет очень много движений, так как на каждый звук речи он принимает определённое необходимое положение: или поднимается вверх, или опускается за нижние зубки, или прижимается к коренным зубам. Огромное количество движений, огромная работа. А для этого нужны натренированные сильные мышцы.


Язык, как спортсмен, должен тренироваться обязательно.  Если не тренировать его мышцы, то он становиться вялым и неспортивным. И окружающие это сразу замечают. Сразу появляется «МаСа» или «каша во рту».


Натренировать мышцы языка поможет артикуляционная гимнастика.


Когда и как выполнять упражнения для языка?


Золотое правило! Всё, что делает ребёнок, само собой, должно происходить в игре и с хорошим настроем. Без окриков и принуждений. Любое обучение постарайтесь организовать интересно и пройти его с удовольствием.


Если ребёнок ещё маленький и не знаком с упражнениями, не умеет поднять язык за верхние зубки, вытянуть его, или сделать широким, то пользуйтесь зеркалом, настенным или маленьким настольным. Так видно, что нужно делать и что не получается.


Когда движения уже чётко отработаны и хорошо работает мышечная память, можно выполнять упражнения «на ходу», между делом, без зеркала.  


Работайте не долго, или в меру долго. Внимательный родитель почувствует, когда у ребёнка снижается интерес к делу. Кому-то достаточно 2-3 минут. А другой ребёнок готов работать в течение 10 минут. 

Выполнять можно хоть каждый день. Или через день. Или 2 раза в неделю. Но чем чаще, тем лучше. Главное, с желанием.


Удобно выполнять упражнения в определённой последовательности. Так легче проследить, какое упражнение ещё не выполнили. 

Интерес ребёнка будет выше, если перед началом работы родители сами вникнут в тонкости артикуляционной гимнастики: проконсультируются у логопеда, прочитают рекомендации в книгах или интернете.


Можно придумать историю, в которой «Язычок живёт» и выполняет какую-то работу или играет.  Можно нарисовать картинки – подсказки для ребёнка (по названию упражнения).  Или расчертить лист А4 на клетки и нарисовать эти картинки-подсказки. Или разрезать лист и собрать из него книжечку из этих картинок.

Если сделаете этот материал с ребёнком, то он будет более живым и понятным, более действенным.


Упражнения для губ и языка


Упражнения повторять несколько раз, каждую позу удерживать от 3 до 5-6 секунд.


«Заборчик» Рот сначала закрыт, затем одновременно приподнять верхнюю губу и опустить нижнюю. Зубы остаются стиснутыми.


«Иголочка» Приоткрыть рот, узкий язычок выдвинуть как можно дальше.Хочу такой сайт


«Часики» Рот приоткрыт, язык движется влево-вправо, касаясь уголков рта.


«Качели» Рот открыть шире, поднять кончик языка за верхние зубы, опустить за нижние. Повторить несколько раз.


«Орешки» Рот закрыт, упругий язык упирается в левую щёку, затем в правую, выполняя небольшие круговые движения за каждой щекой.


«Футбол» Рот закрыт, язык поочерёдно толкает левую и правую щёки.


«Ёжик» Рот закрыт, проводим язык по кругу между губами и дёснами. По часовой стрелке, затем против.


«Чистим зубки» Рот приоткрыть, сначала несколько раз водим языком за верхними зубами влево-вправо, затем за нижними.


«Маляр» Рот открыт широко. Поднять язык за верхние зубы и двигать вперёд-назад, касаясь нёба.


«Блинчик» Рот приоткрыт, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, подержать так в спокойном состоянии. Затем в таком же расслабленном положении подуть на передний край языка. Далее слегка покусать широкий язык зубами.


«Вкусное варенье» Широкий язык выдвинуть вверх и обхватить верхнюю губу. Подержать так, затем двигать язык влево-вправо по верхней губе, не отодвигая язык. Далее присосать язык к губе и не отрывая открывать рот.


«Чашечка» Рот открыт, широкий язык выдвинуть вперёд и поднять вверх передний и боковые края языка.


«Лошадка» Язык, поднимаясь и присасываясь к нёбу, издаёт щёлкающие звуки. Рот приоткрыт, губы в улыбке. Далее губы на каждый щелчок попеременно выполняют смену движений: вытягиваются в трубочку и растягиваются в улыбку.


«Тормозим лошадку» Губы сомкнуты без напряжения. Воздушная струя выдыхается через губы, создавая звуки: прррр.


«Грибочек» Взяв за основу упражнение «Лошадка», постарайтесь не оторвать язык от нёба, а оставить его в присосанном к нёбу положении. Рот широко открыт и растянут в огромную улыбку – «Тигр улыбается».


«Гармошка» Выполнив упражнение «Грибочек» открывайте и закрывайте рот, не отрывая язык от нёба.


«Мотор машины» Губы сомкнуты без напряжения, проложить широкий спокойный язык между губами. Направляя на язык воздушную струю, создаём вибрацию и весёлое звучание: прррр.


«Дятел» Широко открыть рот. Широкий язык поднять за верхние зубы. Стучать языком по альвеолам, произнося звук Д: д-д-д-д-д.


«Колокол» Широко открыть рот. Широкий язык поднять за верхние зубы. Стучать языком по альвеолам, произнося звуки ДН: дн-дн-дн-дн.


«Слоник» Губы вытянуть вперёд.


«Лягушка» Губы растянуть в улыбку.


«Помидоры» Набрать воздух в обе щеки.


«Огурцы» Втянуть обе щеки.


Если выполнять упражнения темпово, то можно сделать максимальное их количество. 

В другой момент можно выполнить упражнения только для отработки верхнего подъёма язычка, либо упражнения только для тренировки мышц щёк или губ.


И, конечно, чтобы привить культуру чистого, чёткого и понятного всем произношения, необходимо приучать ребёнка сосредотачиваться на своей речи. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.04.2020

Дата обновления: 22.06.2022

Дата публикации: 24.04.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».