Артикуляционная гимнастика. Культура чёткого произношения.
24.04.2020
Здравствуйте.
Иногда
родители замечают, что ребёнок говорит так, будто у него каша во рту.
И не нужно
быть логопедом, чтобы определить, что ребёнок неправильно произносит звук Ш,
если мы слышим: «У наСей МаСи новая Сапка»
Почему важно и для чего нужно выполнять
упражнения для губ и языка?
Язык –
орган, выполняющий несколько функций.
Его можно
показать обидчику. ))
Им можно
слизать мороженое или спрятать под него конфетку. Язык очень важен, когда ешь,
и не только конфеты.
И конечно,
язык важен при говорении.
Во время произношения
слов и предложений язык выполняет очень много движений, так как на каждый звук
речи он принимает определённое необходимое положение: или поднимается вверх,
или опускается за нижние зубки, или прижимается к коренным зубам. Огромное
количество движений, огромная работа. А для этого нужны натренированные сильные
мышцы.
Язык, как
спортсмен, должен тренироваться обязательно.
Если не тренировать его мышцы, то он становиться вялым и неспортивным. И
окружающие это сразу замечают. Сразу появляется «МаСа» или «каша во рту».
Натренировать
мышцы языка поможет артикуляционная гимнастика.
Когда и как выполнять
упражнения для языка?
Золотое
правило! Всё, что делает ребёнок, само собой, должно происходить в игре и с
хорошим настроем. Без окриков и принуждений. Любое обучение постарайтесь организовать
интересно и пройти его с удовольствием.
Если ребёнок
ещё маленький и не знаком с упражнениями, не умеет поднять язык за верхние
зубки, вытянуть его, или сделать широким, то пользуйтесь зеркалом, настенным
или маленьким настольным. Так видно, что нужно делать и что не получается.
Когда движения
уже чётко отработаны и хорошо работает мышечная память, можно выполнять
упражнения «на ходу», между делом, без зеркала.
Работайте не долго, или в меру долго. Внимательный родитель почувствует, когда у ребёнка снижается интерес к делу. Кому-то достаточно 2-3 минут. А другой ребёнок готов работать в течение 10 минут.
Выполнять можно хоть каждый день. Или через день. Или 2
раза в неделю. Но чем чаще, тем лучше. Главное, с желанием.
Удобно выполнять упражнения в определённой последовательности. Так легче проследить, какое упражнение ещё не выполнили.
Интерес ребёнка будет выше, если перед
началом работы родители сами вникнут в тонкости артикуляционной гимнастики:
проконсультируются у логопеда, прочитают рекомендации в книгах или интернете.
Можно
придумать историю, в которой «Язычок живёт» и выполняет какую-то работу или
играет. Можно нарисовать картинки – подсказки
для ребёнка (по названию упражнения). Или
расчертить лист А4 на клетки и нарисовать эти картинки-подсказки. Или разрезать
лист и собрать из него книжечку из этих картинок.
Если
сделаете этот материал с ребёнком, то он будет более живым и понятным, более действенным.
Упражнения для губ и языка
Упражнения
повторять несколько раз, каждую позу удерживать от 3 до 5-6 секунд.
«Заборчик» Рот сначала закрыт, затем
одновременно приподнять верхнюю губу и опустить нижнюю. Зубы остаются стиснутыми.
«Иголочка» Приоткрыть
рот, узкий язычок выдвинуть как можно дальше.
«Часики» Рот приоткрыт, язык движется
влево-вправо, касаясь уголков рта.
«Качели» Рот открыть шире, поднять кончик
языка за верхние зубы, опустить за нижние. Повторить несколько раз.
«Орешки» Рот закрыт, упругий язык упирается в
левую щёку, затем в правую, выполняя небольшие круговые движения за каждой щекой.
«Футбол» Рот закрыт, язык поочерёдно толкает
левую и правую щёки.
«Ёжик» Рот закрыт, проводим язык по кругу
между губами и дёснами. По часовой стрелке, затем против.
«Чистим зубки» Рот приоткрыть, сначала несколько раз
водим языком за верхними зубами влево-вправо, затем за нижними.
«Маляр» Рот открыт широко. Поднять язык за
верхние зубы и двигать вперёд-назад, касаясь нёба.
«Блинчик» Рот приоткрыт, положить широкий
расслабленный язык на нижнюю губу, подержать так в спокойном состоянии. Затем в
таком же расслабленном положении подуть на передний край языка. Далее слегка
покусать широкий язык зубами.
«Вкусное варенье» Широкий язык выдвинуть вверх и
обхватить верхнюю губу. Подержать так, затем двигать язык влево-вправо по
верхней губе, не отодвигая язык. Далее присосать язык к губе и не отрывая
открывать рот.
«Чашечка» Рот открыт, широкий язык выдвинуть
вперёд и поднять вверх передний и боковые края языка.
«Лошадка» Язык, поднимаясь и присасываясь к
нёбу, издаёт щёлкающие звуки. Рот приоткрыт, губы в улыбке. Далее губы на
каждый щелчок попеременно выполняют смену движений: вытягиваются в трубочку и растягиваются
в улыбку.
«Тормозим лошадку» Губы сомкнуты без напряжения. Воздушная
струя выдыхается через губы, создавая звуки: прррр.
«Грибочек» Взяв за основу упражнение «Лошадка»,
постарайтесь не оторвать язык от нёба, а оставить его в присосанном к нёбу
положении. Рот широко открыт и растянут в огромную улыбку – «Тигр улыбается».
«Гармошка» Выполнив упражнение «Грибочек»
открывайте и закрывайте рот, не отрывая язык от нёба.
«Мотор машины» Губы сомкнуты без напряжения,
проложить широкий спокойный язык между губами. Направляя на язык воздушную
струю, создаём вибрацию и весёлое звучание: прррр.
«Дятел» Широко открыть рот. Широкий язык
поднять за верхние зубы. Стучать языком по альвеолам, произнося звук Д:
д-д-д-д-д.
«Колокол» Широко открыть рот. Широкий язык
поднять за верхние зубы. Стучать языком по альвеолам, произнося звуки ДН:
дн-дн-дн-дн.
«Слоник» Губы вытянуть вперёд.
«Лягушка» Губы растянуть в улыбку.
«Помидоры» Набрать воздух в обе щеки.
«Огурцы» Втянуть обе щеки.
Если выполнять упражнения темпово, то можно сделать максимальное их количество.
В
другой момент можно выполнить упражнения только для отработки верхнего подъёма
язычка, либо упражнения только для тренировки мышц щёк или губ.
И, конечно,
чтобы привить культуру чистого, чёткого и понятного всем произношения,
необходимо приучать ребёнка сосредотачиваться на своей речи.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.04.2020
Дата обновления: 22.06.2022
Дата публикации: 24.04.2020