18.05.2021
Кризис семи лет: Я и мир.
Возраст семи лет является переломным во всех смыслах
этого слова. Меняются окружение, требования старших, стиль общения и способы
преподнесения себя миру, а главное – самооценка и самоотношение.
В психологии кризис обозначает завершение одного этапа и переход на другой, качественно новый.
И всегда что-то с этим этапом
заканчивается, уступая место новому, обычно более сложному. Это период, который
длится около года и знаменуется психическими изменениями, часто достаточно
резкими. Возраст семи лет – это этап смены ведущей деятельности (с игровой на
учебную), который совпадает со сменой социального института – с детского сада
на школу, где совсем другие правила, что часто вызывает растерянность. В первые
полгода адаптации многие дети, как кажется на первый взгляд, начинают
отставать, но на самом деле они просто адаптируются. Семь лет – обозначение
относительное, кризис может начаться и в шесть, и в восемь. Это зависит от
индивидуальных физических и личностных особенностей ребёнка, социальной среды,
окружения, семейной ситуации и т.д.
Кризис семи лет обозначает период рождения социального "Я" ребёнка. Он начинает воспринимать себя
больше через призму окружающих, их мнение и поведение, а также, расширяя
социальные связи, сам влияет на все большее количество людей вокруг. Он
начинает отражать и отражаться в других, формируя свою личность, меняя
структуру поведения. Начинается этап формирования уверенности в себе.
Переживания носят уже более осознанный характер,
формируя устойчивые реакции на повторяющиеся ситуации. Ребёнок начинает
понимать и различать свои чувства и неизбежно встречается с противоречиями
между ними: интерес и страх одновременно к новому человеку, невозможность
выбрать между одной игрушкой и другой. Появляется конфликт желания и
необходимости, когда уже есть ряд правил, которым он следует, и есть
непреодолимые личные желания и интересы. С такими разными состояниями одному
справляться пока сложно.
Взрослому здесь важно быть поддержкой, делиться своим
опытом и своими чувствами. Рассказать о том, что сам иногда не может принять
решение, и описать, что помогает всё же это сделать. Озвучить свои настроения,
связать их с событиями, описать ощущения.
Ребёнку необходимо учиться встречаться со своей
злостью, обидой, разочарованием и смущением, знать, что это нормально, уметь их
выражать и проявлять безопасно для себя и окружающих. Дети тонко чувствуют
настроение близких, не всегда умея дать им название. Родителям нужно быть
честными по отношению к своим чадам, искренне говоря о том, что с ними происходит внутри. Иначе доверие к
собственным чувствам у ребёнка может пропасть. Взрослый для них- неоспоримый
авторитет, и если мама и папа демонстрируют радость и счастье, а ребёнок в этот
момент чувствует грусть от них, то он скорее поверит родителям, чем себе. Тогда
чувства, способность к эмпатии, только начинающие развиваться и осознаваться,
серьёзно блокируются, появляется недоверие к себе, неуверенность.
Усложнение
эмоционально-мотивационной сферы.
Мы можем наблюдать, как меняются приоритеты, - то, что
было значимо раньше, становится второстепенным. Внутренняя и внешняя жизнь
дифференцируются, разделяются за счёт усложнения эмоционально-мотивационной
сферы. Появляется процесс оценки будущего поступка с точки зрения его
результатов и последствий, установления причинно-следственных связей между
событиями, действиями, словами. Получая наказания или чувствуя недовольство
взрослого, ребёнок может начать скрывать свои поступки, чувства и мысли. В его
поведении появляются большая демонстративность и наигранность. Кривляния и
манерность в период кризиса семи лет, так часто раздражающие взрослых, на самом
деле говорят о естественном, нормальном и эффективном процессе прохождения
этого возрастного этапа. Ребёнок социализируется, делает попытки предъявить
себя миру в разных ролях и образах, наблюдая за реакцией окружающих и формируя
оптимальное на свой взгляд поведение. Детская непосредственность, характерная
дошкольному возрасту, может на время уступить место адаптивному дитя.
Кривляния можно поддерживать, давая этому место и
ограниченное время. Например, в игре, где нужно как можно больше подурачиться,
сыграть роль кого-то другого, героя сказки или мультфильма. После таких игр
хорошо бы выполнить упражнения, возвращающие в себя, успокаивающие, уравновешивающие.
Начало
учебной деятельности.
Возраст семи лет знаменуется и появлением учебной
деятельности в жизни ребёнка. Хорошо, если до поступления в школу у малыша была
возможность посещать детский сад, развивающие занятия или любые другие кружки и
секции, где он мог получить опыт общения с другими детьми, взаимодействия в
группе, а также деятельности в рамках правил, с поставленными педагогами перед детьми
задачами. Ещё лучше, если этот опыт был разнообразным. Имеется в виду
количество детей в группе, условия пребывания и виды деятельности. Важно, чтобы
занятия в дошкольном возрасте были дозированы, большая часть дня должна быть
выделена на свободную игру.
Несмотря на общительность ребёнка и адаптированность к
группам сверстников и образовательному процессу, сложности в привыкании к
классу, школе, учителям и учёбе в целом могут всё равно возникнуть. И этого не
нужно бояться, нормальный процесс адаптации к школе может продлиться порядка
полугода. Во-первых, ребёнок уже не получает стольких похвал за любое достижение,
как было в дошкольном возрасте. Теперь, для того чтобы заслужить одобрение или
похвалу, нужно действительно сильно потрудиться.
Часто бывает, что родители ждут мгновенных успехов и
проявления лидерских способностей. Не наблюдая этого, они могут демонстрировать
разочарование в своём чаде, делать попытки мотивировать на высокий результат и
рейтинг среди одноклассников. Можно часто наблюдать появление соревновательного
момента среди родителей, «толкающих» своих детей к цели. Их стремления создать
ребёнку установку быть лучшим, быть успешным, быть первым приводят к
ограничению свободы выбора ребёнка, исключению права на ошибку, множеству
страхов не оправдать надежды мамы или папы и быть ими отвергнутым. Результат
может быть разным. Родители либо получат отличника, впадающего в панику от
любой четвёрки, а впоследствии и от любой «неудачи», либо ребёнка, решившего
никогда не быть первым и лучшим, не доводить что-либо до результата – наперекор
родителям или из-за страха разочаровать.
Многие современные родители педагоги придерживаются
другой крайности – абсолютной свободы выбора и самопредъявления. С одной
стороны, такая позиция (не ставить оценок в школе, не заставлять соревноваться,
учить не давать сдачи) приводит к сильному снижению общей тревоги у всего
поколения, базальной тревоги, личностной. Но с другой, это подрывает веками
складывавшуюся в мире систему ценностей и волю (мотивацию) к развитию и
стремлению быть лучше, чем вчера. Но мы раньше никогда не жили в таких
социально-исторических условиях – поэтому, на наш взгляд, вообще нельзя
сказать, какой подход правильный. Несомненно, одно – следует избегать
крайностей, позволять предъявлять себя миру открыто, заботиться о себе и своей
безопасности и учиться эмпатии и бережности к окружающим. «Свобода махать
руками заканчивается там, где начинается чужой нос» - в семь лет настаёт время
это осознавать и применять на практике.
Поднимая вопрос
мотивации к учебному процессу, нельзя забывать об эмоциональном аспекте.
Положительные эмоции, получаемые в процессе обучения и возникающие в результате
удовлетворения актуальных потребностей ребёнка, формируют мотивы посещать
школу, выполнять домашние задания, учиться.
Конфликт
лояльности.
При разногласиях взрослых в вопросах воспитания и
помощи в обучении у ребёнка может возникнуть конфликт лояльности, приводящий к
игнорированию школы, индифферентному к ней отношению. Например, мама не
довольна, как бабушка делает уроки с сыном, а бабушка доказывает свою правоту.
Ребёнок встаёт перед выбором – выбрать маму и учиться плохо или выбрать бабушку
и учиться хорошо, доказав её положительное влияние на процесс подготовки. Чтобы
не выбирать, сын может заболеть и не ходить в школу совсем. Или же в семье
возникнут обстоятельства, мешающие ему ходить в школу. Важно не вмешивать детей
в разногласия между взрослыми и прояснять их при появлении. Вытесненный и не
разобранный вовремя семейный конфликт неизбежно проявится через младших членов
семьи.
Освоение
азов тайм-менеджмента.
Важным фактором успешной адаптации к учебному процессу
служит распорядок дня. Режим нужно менять для того, чтобы ребёнок успевал
набираться сил и отдыхать перед следующим напряжённым учебным днём. Нагрузка в
первом классе уже достаточно серьёзная для неокрепшего организма, не говоря о
том, что в настоящее время к поступлению в школу ребёнок уже должен быть хорошо
подготовлен и развит. Навыки тайм-менеджмента необходимо осваивать, начиная с
семи лет.
Вместе с родителями и педагогами важно учиться
выделять главное и второстепенное в домашних заданиях, сложное и лёгкое. Если
ребёнку сначала дать лёгкое задание, в котором он преуспеет и увидит результат,
он с большим энтузиазмом примется за более сложное. Большие задания можно
делить на этапы и выполнять их чередуя с отдыхом или другими по виду и типу
упражнениями. Например, нужно написать несколько строчек значков, крючков или
букв, а ребёнку это даётся сложно, он делает это долго, явно утомляясь от
сидения на одном месте. Можно предложить ему после каждой строчки вставать и
разминаться или попросить руками и телом изобразить этот крючок, найти предметы
в окне, на него похожие, и т.д. Главное, чтобы произошла смена позы, фокуса
внимания и каналов восприятия окружающего мира (вместо зрительного, например,
можно предложить слуховой или обонятельный).
При увеличении нагрузки на умственную деятельность
важно уделять внимание и физической активности. Хорошо, если в расписании
появится спортивная секция, если, конечно, она ещё не появилась в дошкольном
возрасте.
Владение
информацией, как вести себя в сложной школьной ситуации.
Важно давать информацию ребёнку о том, как ему стоит
повести себя в сложной ситуации в школе. Зная о его физиологических или
личностных особенностях, постарайтесь озвучить возможные действия в моменты,
которые могут вызвать страх, стыд, дискомфорт. Например, если у ребёнка
энкопрез (неспособность контролировать акт дефекации), он должен знать, как
осуществить гигиенические процедуры, куда убрать грязное бельё и где взять
чистое. Как ни странно, родители часто упускают такие моменты из виду.
В школе (и детском саду) могут возникнуть сложности с
установлением контакта и, как следствие, конфликты со сверстниками. Наблюдая за
поведением ребёнка, задавая открытые вопросы о том, что его обрадовало или
огорчило за день (и другие подобные), можно прояснить с какими проблемами он
сталкивается. Проигрывание сюжетов с различными вариантами реакции даст ребёнку
большую устойчивость при повторении конфликта. В этой ситуации важно иметь возможность
освоить разные позиции участников истории, меняясь ролями.
В семь лет дети ещё воспринимают сказки. История о
сказочном персонаже, который преодолел ту же проблему, что и ребёнок, поможет
получить новый опыт, которого в реальной жизни ещё не было. Для этого можно
придумать героя с некоторыми похожими на ребёнка чертами или со схожей
ситуацией, описать его чувства и переживания и то, как он справился с
опасностью и получил приз в виде радости, друга, долгожданной встречи и т.п.
Совпадение
кризисов членов семьи.
Нужно заметить, что кризис семи лет может с родительским
кризисом 30 лет, связанным также с пересмотром своих ценностей и целей,
самоопределением. Семье в этот период приходится не просто: меняется
мировоззрение сразу у двух поколений, происходят функциональные изменения.
Иногда добавляется и кризис пожилого возраста у бабушки и дедушки. Тогда
родителям приходится брать на себя заботу и о старшем поколении – уход и
материальное обеспечение. Взрослому не просто встречаться со своими
нахлынувшими мыслями и чувствами, поэтому поддерживать ребёнка в такой ситуации
может оказаться трудно.
Даже, если кризисы не совпали, детский семилетний
рубеж знаменует смену стадии семейного развития. У каждого члена семьи
появляются новые обязанности, реформируется распорядок дня, взрослым тоже
приходиться расширять сферу общения, находить общий язык с учителями и другими
родителями.